Работа учителя-дефектолога в Багаевской СОШ №1

Большая перемена

Уровень цивилизации общества во многом определяется его отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья. И тот факт, что появились обновленные требования к содержанию образовательной деятельности для данной категории учащихся в условиях реализации ФГОС, уже говорит о том, что мы живем в гражданском обществе, у которого есть будущее.

ФГОС предполагает создание в каждом образовательном учреждении специальных условий, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии школьников. Осуществлять квалифицированную коррекцию в образовательном учреждении должны специалисты: учитель — дефектолог, учитель — логопед и психолог.

Кто же такой учитель-дефектолог и чем он занимается в школе? Это специалист педагогического профиля, занимающийся обучением, развитием, воспитанием и адаптацией детей с особенностями психофизического развития. К сфере его деятельности относятся патологии органов речи (неба, ротовой и носовой полости, губ, небного язычка), слуха, зрения, мозга, вестибулярного аппарата, опорно-двигательной и нервной систем.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). При этом стойком хроническом синдроме у ребенка выявляют плохую концентрацию внимания, гиперактивность, отсутствие контроля поведения (импульсивность), могут наблюдаться трудности при восприятии информации и снижение интеллекта.

Ранний детский аутизм (РДА). Этот всесторонний дефицит социального общения и взаимодействия связан с нарушениями развития головного мозга. Сопровождается ограничением интересов и склонностью к повторяющимся действиям.

Умственная отсталость (УО) — задержка или неполное развитие психики проявляются нарушением интеллекта, речи, эмоций, моторики и воли. Носит врожденный или приобретенный характер, различается по степени выраженности (идиотия, дебильность и др.).

Детский церебральный паралич (ДЦП) — хронический непрогрессирующий симптомокомплекс двигательных нарушений развивается в связи с поражением головного мозга в перинатальном периоде.

Консультация дефектолога необходима, если ребенок: в 7-месячном возрасте не реагирует на обращенную к нему речь; в 1 год не произносит «лепетные» слова; в 2 — не разговаривает при помощи простых слов; в 2,5 — не способен построить простые предложения; в 3 — испытывает трудности с артикуляцией, не глотает слюну; в 5 лет не использует в речи грамматически согласованные предложения; заикается; не произносит звуки в соответствии с возрастной нормой; отстает в умственном развитии; имеет заболевания органов зрения; страдает нарушениями центральной нервной системы, патологиями органов слуха, психическими нарушениями.

Дефектолог не занимается лечением патологий, которые привели к возникновению дефектов, а помогает их корректировать. Длительность и частота занятий подбирается индивидуально.

В настоящее время МБОУ Багаевская СОШ №1, создает специальные условия, позволяющие предоставлять вариативные формы обучения детям с ОВЗ или низким уровнем школьной мотивации в соответствии с их особенностями и запросом на образовательные услуги общественности.

Родителям (законным представителям) предоставляется право выбора формы получения образования в школе. Широкое распространение получает инклюзивная практика и интегрированное обучение, дающие возможность для успешного присвоения культурного опыта каждым ребенком с учетом его возрастных особенностей, внутренних ресурсов, состояния здоровья и индивидуальных возможностей.

Учитель-дефектолог в своей работе основывается на дифференцированном подходе внутри категории детей с ОВЗ и детей с низким уровнем школьной мотивации с целью определения индивидуально-ориентированных методов коррекционной работы. Вместе с тем, само содержание коррекционно-педагогической работы специалиста выстраивается на основе комплексного подхода, что обеспечивает взаимодействие участников, реализующих коррекционную программу работы с ребенком. Так, учитель-дефектолог посредством рекомендаций, консультаций включает в процесс коррекционного обучения родителей, учителей, и, по необходимости, администрацию. Обязательным является взаимодействие дефектолога с другими специалистами, которое осуществляется в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

К школьному возрасту ребёнок должен правильно произносить все звуки, владеть звуковым анализом и синтезом, гр
амматически правильно строить связные высказывания и многое другое. Eсли развитие ребенка значительно отличается от норм, следует обратиться к дефектологу, логопеду и другим специалистам. Причем сделать это нужно не когда вы пошли в школу, а как можно раньше.

Дефектолог подскажет вам, как развить интеллектуальные способности ребенка и расширить его словарный запас, улучшить произношение и владение речью, посоветует специальные развивающие упражнения, даст рекомендации, на что следует обратить внимание.

Уважаемые родители! В нашей школе открыт Консультационный центр. График работы: понедельник — пятница, 8:00 — 17:00. Запись по телефону: 8(86357) 35-1-61