Рождественский пост является последним постом в годовом календарном цикле
Продолжительность поста 40 дней, с 28 ноября по 6 января. Его мы должны пройти достойно. С молитвой, покаянием и верой. Простить всех, кто нам причинил боль и страдание. Помочь по мере сил и возможностей тем, кому хуже, чем нам. Победить хотя бы ещё одну вредную, греховную привычку. И тогда мы вступим в светлый праздник Рождества Христова с лёгким сердцем, чистой душой и светлой радостью, славя родившегося Божественного Младенца.
Этот пост не строгий, разрешено вкушение рыбы до нового года, кроме среды и пятницы. Но главное в посте – не то, что мы будем кушать. Нам, православным христианам, нужно понять, чего от нас хочет Бог и что нам нужно делать. Часто люди задают вопрос: в чём суть поста? Как мы должны жить во время поста? Главное, конечно, не одно только воздержание в пище. Пожалуй, это один из самых лёгких моментов в посте – воздержание физическое, воздержание в пище – тем более, в этот пост можно есть рыбу. А вот что касается внутреннего поста – это куда гораздо сложнее.
Апостол Павел говорил: «Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Бедный я человек!» (Рим.7:15,24). И главное для христианина – во время не только поста, но всей жизни – уйти от двойственности. Это путь до гробовой доски, но это единственный путь ко спасению.
К великому сожалению, мы часто живём раздвоено. В нас нет цельности, нет целомудрия внутреннего, подхода к взаимоотношениям с Богом через Его заповеди, через любовь к нашим ближним. Мы бываем как те лукавые рабы (см. Мф. 25,26), часто делаем то, что непотребно. Нередко то, что видно людям, внешнюю свою часть, мы выпячиваем с упоением, забывая о том, что Господь сказал: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но перед Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:16-18). Мы же нередко делаем наоборот.
Особенно важно в дни поста посмотреть и пролистать книгу своей жизни с предыдущего поста: что я сделал? Я давал обещание воздержаться от тех или иных пороков, от тех или иных дел, которые разрушают внутренний мир, от дел, которые просто называются грехом. Обещание давал, а как исполнил это обещание? Нужно провести ревизию дней прошедших. Необходим труд над своей душой. Это не просто; часто мы берёмся с большим усердием, но нашего усердия хватает на очень короткий срок.
Однажды у преподобного Серафима Саровского спросили, чего не хватает человеку для спасения. И батюшка Серафим ответил: воли и постоянства в исполнении заповедей Христовых. Святые отцы Церкви учат : «Воля есть движение, рождающееся в нас самих, которое мы направляем, куда хотим. Воля сама в себе есть природная способность, данная от Бога, но та же воля есть нечто и наше собственное и зависит от нашего разума. Как же не все спасаются, если Бог всем хочет спастись? Это от того, что не всех воля следует за Его волей, а Он никого не принуждает (Свт. Иоанн Златоуст).
Ему вторит преподобный Ефрем Сирин: «В твоей воле, кающейся, или жить, или умереть. От твоей свободы и от твоего произволения зависит быть или оправданным, или осужденным». А святитель Феофан Затворник назидает такими словами: «Всё доброе созидается в нас взаимодействием свободы и благодати… Обще это так выражается: начни трудиться над, чем нибудь и трудись.…Увидит Бог, что искренно желаешь искомого, и даст то.… Хочешь приобрести молитву…. трудись в молитве, и Господь даст молитву. Хочешь избавиться от гневливости – трудись над сим и Бог, видя твоё усердие, даст тебе безгневие. Человек сам собою ничего не созиждет в себе доброго, если не придёт благодать; и благодать не даёт ничего человеку, если человек сам не трудится. Заучите этот пунктик».
Начинаем пост мы всегда с энтузиазмом: взялись и терпим, молимся, ещё и псалтирь читаем, поклоны совершаем, но кратковременно всё это бывает. Потом усталость физическая, а ещё больше суета мира сего возвращает нас на круги греха. Большинство из нас люди очень эмоциональные, пристрастные. Во время поста нужно стараться свои отрицательные эмоции обуздать. Потому что зачастую эмоции наши идут впереди разума. И вот постом надо постараться эти эмоции поставить под контроль разума. Молиться Богу и просить у Него помощи, стараться не обижать и не обижаться на ближних, не выяснять отношения, а любовью покрывать и прощать немощи друг друга. И тогда потихонечку, день за днём идти путём радостного Рождественского поста.
Ведь какова суть его? Всё человечество ожидает рождения Сына Божия. Почему же Церковь из года в год празднует Рождество Христово? А ведь из жизни святых мы знаем, что Христос рождается в душе каждого человека, если эта душа открыта Спасителю. Для этого нам и даётся время Рождественского поста, когда мы ждём встречи со Христом. Эта встреча во многом будет зависеть от того, насколько тщательно мы внутренне подготовили свою душу, насколько усердно исполняли те нормы, которые Христос оставил в виде Своих заповедей и которые знаем из Евангельских текстов.
Вступив на поприще поста, ещё и ещё раз дадим Богу обещание жить по-христиански, понуждать себя исполнять заповеди Божии. Это нелегко, действительно, трудно. Никогда Христос и не говорил, что всё так легко. Но Он сказал и другие слова: «Иго Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мф.11:30). В другом месте Он говорит: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21:19). Исполнение заповедей Божиих, с одной стороны, является неким тяжким бременем, но оно и благо и легко, если мы идём по жизни со Христом. А путь с Ним – это нравственная жизнь христианская, молитва, покаяние, причастие Христовых Таин за Божественной литургией, совершение добрых дел во славу Божию.
И дай Бог, чтобы, пройдя путь очищения во время поста, мы бы с радостью встретили Рождество Христово.
Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая
Фото: vk.com