Рождество Пресвятой Богородицы – самый первый двунадесятый праздник нового церковного года, который начинается 14 сентября по новому стилю. В новом церковно-богослужебном году мы снова молитвенно пройдём всю духовную историю мира; от сотворения его до обновления Воскресением Христовым, благодатью Духа Святого, чтобы этим Светом Христовым обновлялась и наша внутренняя жизнь, чтобы с помощью Божией мы разрешали наши самые трудные проблемы. Когда мы стремимся быть с Богом, Он всегда спешит к нам навстречу. Православные богослужения не только Богородичных праздников, но и в остальные дни года, всегда пропитаны особым почитанием и прославлением Божией Матери, так как Она занимает особое место по отношению к Господу Иисусу Христу и ко всему роду человеческому. А в последовательности церковных праздников постепенно раскрывается тайна спасения человеческих душ.
Родство Иисуса Христа, изложенное в Евангелии от Матфея, даёт нам понять, что для спасения человека Господь из всех земных народов избирает израильский и из всех родов израильских – род пророка и царя Давида и первосвященника Аарона. Из их потомства и родится по плоти Господь Иисус Христос. Избрание Пресвятой Девы Марии, через Которую и было положено наше спасение, является последним звеном цепи Божественных избраний. Поэтому Рождество Пресвятой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы считается дверью, открывающей нам путь в Царствие Божие.
Рождество Пресвятой Богородицы предваряет Новый Завет, который начинается в этот день, начинается спасение человеческого рода. Но этот праздник ещё и торжество всей святости Ветхого Завета, всех прародителей Божией Матери и Сына Божия, которые на протяжении долгих веков, вопреки окружающей тьме язычества, жили верой в то, что когда-то родится Та, в устах Которой прозвучат слова ответа благовествующему Архангелу Гавриилу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1,38). Божия Матерь явилась даром Богу от всего ветхозаветного человечества, воплощением святости и чистоты. В лице Божией Матери человечество сказало «да» своему спасению.
Подробности события Рождества Божией Матери нам становятся известны из Священного Предания Церкви. У престарелых святых и праведных Иоакима и Анны после долгих душевных страданий и молитв рождается благословенная Дочь – Пресвятая Дева Мария. Непростой был их жизненный путь, Бог испытывал их терпение и веру. Они более пятидесяти лет прожили в супружестве, в мире и взаимной любви. Всё у них было, всем благословил их Бог, не было только детей. Это являлось их постоянной печалью и скорбью. Тем более что бездетность в еврейском народе считалась позором, наказанием за грехи. Велико и тяжело было для них это горе, но они безропотно сносили его. Несмотря на их преклонный возраст, они не теряли надежды на Бога, и эта надежда не была посрамлена. Долго они молили Бога, чтобы Он дал им дитя – не для собственного утешения, а чтобы эту новую жизнь посвятить Господу и принести Ему в дар душу чистую, святую, драгоценную. Иоаким и Анна своей добродетельной жизнью послужили появлению на свет достойнейшего и чистейшего Человека – Девы Марии. Бог сотворил чудо и даровал им благословенное Чадо. И через их Дитя спаслись не только они – спасение произошло для всего мира.
Пример рождения Божией Матери учит всех нас, как нужно относиться к семье, к своим детям, к их рождению. Мы несём ответственность за своё потомство. Ребёнок – это отражение нас и нашего состояния, как внешнего, так и внутреннего. Существует связь между благочестивой жизнью старшего поколения и духовно-нравственным уровнем детей. Этот закон непреложен, он установлен Богом, и мы не можем его изменить. Человек – это не просто тело, но и дух. Этот дух носит в себе гораздо больше информации, чем телесная оболочка. В душе человека скапливаются как его недостатки, грехи, страсти, так и его добродетели – чистота, благодать Божия. И всегда в человеке они совмещаются. Сочетаются зло и добро в разной мере у каждого: у кого-то больше одного, а меньше другого, у кого-то наоборот. У одних больше добра, меньше зла. У других больше зла, чем добра. Причём, в разное время человек может изменяться, если конечно этого захочет и обратится к Богу. Но наше духовное состояние по нашему подобию передаётся и нашим детям, потому что это закон Божий. Поэтому воспитание детей всегда надо начинать с себя. Если хотим иметь детей только для себя, то рано или поздно мы их потеряем, потеряем общение с ними, они замкнутся в себе, в своей жизни. Если ставим цель привести детей к Богу, то сможем и детей спасти, и нам радость от них будет. А чтобы приобщить ребенка к Богу, родители должны посвятить Ему своё сердце.
Если жизнь наша стала тягостной и невыносимой, если греховные раны бередят душу, то давайте вспомним: Сын Пречистой Девы Марии Господь наш Иисус Христос с любовью к каждому из нас протягивает с Креста Свои руки. Он – Врач наших душ, святая Церковь – духовная лечебница, а Пресвятая Богородица – милосердная наша Заступница, к Которой мы должны постоянно прибегать с сыновним дерзновением и просить о наших нуждах и о нашем спасении. Она заботливая Мать всякому ответившему на любовь Её Сына, всякому кающемуся грешнику.
Святая Церковь, молитвенно отмечая Рождество Пресвятой Богородицы, прославляет Её за великие добродетели: кротость, смирение, любовь, надежду на Промысел Божий. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и святостью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших».
Благодаря нравственному и духовному подвигу Божией Матери, сошёл на землю Господь наш Иисус Христос, Который победил смерть и даровал людям вечную жизнь. И чтобы воспринять эту вечную жизнь, нам нужно подражать в своей земной жизни добродетелям Божией Матери: Её твёрдой вере, надежде и любви. По учению святых Отцов Церкви, Матерь Божия является всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы должны постоянно прибегать с сыновним дерзновением. Будем же стремиться жить так, чтобы своей жизнью снискать милость и любовь к нам Божией Матери. Обратимся к Небесной нашей Матери с несомненной верой и твёрдой надеждой, что Она, как наша истинная Мать, поможет нам духовно возрасти, с материнской любовью примет наши молитвы и избавит нас «… от всякие нужды и печали…».
Редакционный совет Багаевского благочинияприхода храма Святителя Николая