Без двоек и пятерок: в России отменяют привычную систему оценок в школах
В Рособрнадзоре обсуждалась идея отказа от пятибалльной системы оценок в российских школах. Об этом заявил заместитель главы ведомства Анзор Музаев.
По его словам, работа над созданием всероссийской системы оценки качества образования ведется уже много лет. Основная проблема, с которой сталкиваются учителя, заключается в том, что они не владеют современными методиками внутришкольного оценивания.
Руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ и «отец ЕГЭ» Виктор Болотов отметил, что вопрос о внедрении новой системы оценок активно обсуждается, но для реализации этих изменений необходимо повысить квалификацию учителей.
«Пятибалльная система оценок уже не соответствует современным требованиям, и её необходимо менять. В своё время мы проводили исследования по переходу на многобалльные системы. Был даже большой проект по 12-балльной системе. В настоящее время в школах фактически действует четырёхбалльная система — «кол» никому не ставят. Однако учителя могут ставить «три с плюсом» или «четыре с минусом». Необходимо легализовать эти плюсы и минусы», — считает Виктор Болотов.
Следует отметить, что в разных странах существуют различные системы оценивания: пяти-, шести-, семи-, десяти- и двенадцатибалльные, а также другие. Более того, в разных регионах и школах могут использоваться различные системы.
В России пятибалльная система оценивания была установлена в качестве единой для всех школ в 1937 году. В царской России система оценивания знаний была шестибалльной и сложилась в 70-е годы XIX века. Знания учеников оценивались по следующей системе: 5 — отлично, 4 — хорошо, 3 — удовлетворительно, 2 — посредственно, 1 — слабо, 0 — совершенно незнание.
Министерство просвещения приняло решение изменить систему оценок. Теперь оценки будут зависеть от класса, в котором обучаются дети.
Вот как будет выглядеть новая система:
1-4 класс:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетворительно»
5-9 классы, 10-11 классы:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетворительно»
«неудовлетворительно»
Эти изменения направлены на то, чтобы сделать оценку знаний школьников более современной и объективной.
Зачем хотят отменить 5-балльную систему оценок в школе?
Объясняют это, в первую очередь, необходимостью оценивать не только уровень знаний, но и уровень развития ключевых компетенций учащихся.
— Более дробное шкалирование позволяет выделять ребят с уникальными талантами, самыми высокими результатами, просто высокими, с уверенным знанием предмета, недостаточным, очень низким и т. д.
Наши учителя сейчас пользуются крайне плоской 3- или 4-балльной системой. «1» не ставится, «2» — в исключительных случаях. Педагогам удобно: сделал ученик 3-4 ошибки — это тройка, 5 ошибок — двойка. И не надо разбираться, как мотивировать ребёнка заниматься дальше, как отметить его достижения.
Если школьник сделал не 10 ошибок в диктанте, как раньше, а всего 5, но получил-то всё равно двойку, то есть его прогресс в данной системе оценок незаметен. Во всём мире сейчас придумывают, как сделать так, чтобы оценка поощряла ребёнка заниматься предметом, а не приклеивала ему ярлыки «троечник», «хорошист», «отличник».
Во многих странах Европы введены 10- и 12-балльные системы. Во всех международных исследованиях качества образования используются дробные шкалы, выделяющие несколько уровней грамотности детей. Надо уходить от шкал оценивания, связанных с социальным портретом. Это одна из самых глубоких реформ. Она сейчас назрела.
Фото: из открытых источников