За последние годы во многих регионах России созданы службы сопровождения замещающих семей, оказывающие психолого-педагогическую помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим в приемных семьях, и их родителям. Особое внимание президента России направлено на проблему семейного жизнеустройства детей-сирот, поэтому создание служб такого рода — необходимая мера. Не стал исключением и Ёлкинский центр помощи детям, на сопровождении которого находится 107 замещающих семей Багаевского, Зерноградского, Весёловского районов. В этих семьях воспитываются 218 детей (приёмных 191 и кровных 27).
Задача сопровождения — оказывать своевременную и качественную помощь замещающим семьям в обеспечении нормального воспитания, в том числе творческого развития приемных детей. И одна из задач Ёлкинского ЦПД по доступности услуг дополнительного образования — охватить как можно больше замещающих семей, используя современные технологии, позволяющие заниматься с детьми из любой точки земного шара.
Система онлайн-занятий педагога по дополнительному образованию в Ёлкинском ЦПД — это совокупность дистанционных уроков, направленная на развитие творческих способностей ребёнка.
Перспективной моделью является модель интеграции очной и дистанционной форм обучения, где часть занятий педагог по дополнительному образованию организует очно (летние выездные школы, детско-родительский клуб «За руку с семьей», ежегодная «Ярмарка семейных традиций» и др.), а часть в дистанционной форме. При организации учебного процесса в дистанционной форме используются общедоступные программы для общения в сети Интернет- Skype, сервис веб-конференций. Иинновационный опыт нашего учреждения доступен широкому кругу пользователей Интернет-сети (размещение программно-методических и иных материалов, положений о проведении конкурсов, выставок, соревнований на сайте учреждения; публикаций с предоставлением опыта на различных сайтах сети Интернет; участие в вебинарах, Интернет-конференциях).
В условиях дистанционного обучения дети пользуются следующими преимуществами: занятия проходят на дому у ребёнка, поэтому родители могут их контролировать; сокращаются затраты; появляется возможность выбора удобного времени и продолжительности занятия, индивидуальной программы и темпа занятий; решаются вопросы безопасности и сохранения конфиденциальности.
Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет Центрам помощи детям не только выживать, но и динамично развиваться. В настоящих условиях деятельности учреждения сетевое взаимодействие помогает воспитанникам центра участвовать в конкурсах, викторинах, ежегодном творческом фестивале «Созвездие», который в этом году проводится дистанционно с предоставлением видеоматериалов по номинациям.
Таким образом, сетевое взаимодействие позволяет преодолеть закрытость учреждений, осуществлять сотрудничество на правах партнёрства, выстраивать прочные и эффективные связи не только между центром помощи детям и замещающими семьями, между профессиональными командами и педагогами, работающими над общими проблемами, но и продолжать активно работать даже в ограничительном режиме.