24 января в храме Святителя Николая станицы Багаевская будет совершаться поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову — наших предков-казаков. Помолимся же с верою о прощении грехов вольных и невольных наших славных соотечественников и молитвенно попросим Всемилостивого Господа и Бога нашего об упокоении их душ в селениях праведных, и даровании им вечного покоя.
24 января — трагичная дата в истории казачества России. В этот день в 1919 году было опубликовано письмо за подписью Свердлова, положившее начало расказачиванию.
На момент начала революции казаки старались сохранять нейтралитет. Несмотря на то, что они традиционно были опорой царской власти, крушение самодержавия на Дону переживали в общем спокойно. Во-первых, многие устали от идущей четвёртый год мировой войны, а одним из первых декретов большевиков, принесшим им симпатии населения, был декрет «О мире». Во-вторых, большевики выступали против эксплуататоров и знати, а казаки себя к ним не относили и потому не видели в новой власти угрозу. Тем более что и советская власть поначалу тоже не хотела конфликта с казачеством, представлявшим на тот момент реальную силу. В 1917 году в составе Российской империи находилось 11 казачьих войск, давших русской армии до 10% кавалерии, в строю было более 300 тысяч казаков. Их образ жизни был таков, что боеспособность почти не зависела от центрального командования. Сами казаки были неутомимыми тружениками, суровыми и отчаянно смелыми воинами, которых боялась вся нерусь. Они отстаивали интересы России, верой и правдой служа Отечеству. На землях Донского воинства порядки были строгие. Станичные и окружные Круги и Атаманы пользовались значительной самостоятельностью в расходовании средств: строили школы, гимназии, военные училища, мосты, чинили дороги, назначали пенсии инвалидам войн и семьям погибших. Организация экономической и общественной жизни на казачьих землях была на высочайшем уровне. Все казаки были вооружены и превосходно обучены владению оружием. Поэтому любая власть обязана была считаться с ними, старалась привлечь на свою сторону.
7 декабря 1917 года II съезд Советов выпустил «Обращение к трудовому казачеству». Большевики выступали за слом всего старого, полное и поголовное разоружение всех, кроме самих себя, вели борьбу с Православием. Казаки же имели довольно консервативный уклад жизни, были глубоко верующими, и точек соприкосновения с новой властью имели не много. С началом революции лишь небольшой процент казачьего населения поддерживал советскую власть. Главный провозглашённый ею принцип — «Вся власть Советам» не противоречил казачьим традициям, поскольку органом высшей власти у казаков всегда был Круг. Поэтому позже, в дни восстаний на Дону, появится лозунг — за Советы без коммунистов. С приходом коммунистической власти и началом проведения ею политики массового террора в казачьем Юге даже поддерживающее её население было жестоко разочаровано. Уже первые действия комиссаров в станицах, большевистская пропаганда — показали чуждость и враждебность большевистских идей казачьему менталитету и общественному устройству.
Первые конфликты между новой властью возникли в феврале 1918 года. Тогда на Дон начали пребывать первые отряды Красной армии. В их состав входили и «красные казаки» из состава полков № 2, 10, 27 и 44 войскового старшины Н.М. Голубова. Именно они вошли 12 февраля в столицу казачества — Новочеркасск. Уже 18 февраля 1918 года были расстреляны донской атаман генерал Назаров и председатель Круга Волошинов, а вместе с ними ещё 5 генералов. В город вошли также регулярные войска большевиков. Начались традиционные реквизиции и репрессии, которые вызывали отторжение даже у казаков, находящихся в «красных».
В марте 1918 года была создана Донская советская республика (ДСР). Однако симпатии донского казачества были утрачены. Начиная с конца марта, на Дону вспыхивают казачьи восстания, спровоцированные попытками земельного передела. Eщё одним фактором стало то, что если в Ростове-на-Дону правило руководство ДСР, то в Новочеркасске власть находилась в руках «красных казаков» во главе с бывшим войсковым старшиной Голубовым. В апреле 1918 года Новочеркасск несколько раз переходил из рук в руки. Помощь оказали и немцы, пришедшие на Дон. В итоге руководство ДСР бежало на север обла
сти, где надеялось получить поддержку от казаков верховых станиц. Но казаки не пошли им навстречу. Председатель Совнаркома, казак Фёдор Подтёлков с частью своих сторонников были взяты в плен, обвинены в расправах над «братьями-казаками» и казнены.
В мае 1918-го было объявлено об образовании Всевеликого Войска Донского во главе с атаманом Петром Красновым. Eго политическая ориентация и по сей день остаётся предметом исторических споров. Кто-то утверждает, что Краснов хотел добиться независимости Области Войска Донского, кто-то считает его верным сторонником немцев, но неизменно одно: Краснов изначально был непримиримым врагом Советской власти. Как и поддерживающие его казаки.
Чёрным днём календаря для казаков стало 24 января 1919 года. Именно тогда появилась знаменитая директива ЦК РКП о расказачивании. «Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно». Она была обращена «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах», и в преамбуле содержала страшные слова «о поголовном истреблении» и «недопустимости компромиссов». И хотя речь шла о верхах казачества, на практике касалась всех, кто не был лоялен Советской власти — большей части донских казаков.
О том, что творилось на Дону, красноречиво рассказал в романе «Тихий Дон» Михаил Шолохов. В 1931 году он писал Горькому: «Не сгущая красок, я нарисовал суровую действительность, предшествующую восстанию, причём сознательно упустил факты, служившие непосредственной причиной восстания, например, бессудный расстрел в Мигулинской 62 казаков-стариков или расстрелы в Казанской и Шумилинской, где количество расстрелянных в течение 6 дней достигло 400 с лишним человек». Очевидцы рассказывали: «Смертные приговоры сыпались пачками. Расстрелы проводились часто днём на глазах всей станицы по 30-40 человек сразу, причём осужденных с издевательствами, с гиканьем и криками вели к месту расстрела. Там их раздевали догола, и всё это на глазах у жителей. Над женщинами, прикрывавшими руками наготу, издевались и запрещали это делать. Население стонало от насилий и надругательств. Дон онемел от ужаса, станицы обезлюдели».
Таких документов, свидетельствующих о тех страшных, трагических временах, сохранилось множество, все они подтверждают факт умышленного уничтожения казачества. Истинную мотивацию столь жестоких действий можно понять из высказываний Троцкого: «Казаки — единственная часть русской нации, способная к самоорганизации. По этой причине они должны быть уничтожены поголовно. Стомиллионный русский пролетариат, даже с точки зрения нравственности, не имеет здесь права на какое-то великодушие. Очистительное пламя должно пройти по всему Дону и на всех навести страх и почти религиозный ужас. Старое казачество должно быть сожжено в пламени социальной революции. Пусть последние их остатки, словно евангельские свиньи, будут сброшены в Чёрное море.»
С точки зрения обычной логики, кампания геноцида казачества была настолько иррациональной, как цареубийство, истребление русской интеллигенции в мясорубке «красного террора» осенью 1918 года. Для проектов строительства «светлого будущего» казаки показались неподходящим материалом. Они строго и бережно хранили традиции. Они в своё время формировали Россию, и пояс Казачьих Войск по границам как бы скреплял нашу державу. Но, по задумкам свердловых и троцких, русский народ предполагалось обезличить, превратить в бессловесных рабов в сельскохозяйственных «коммунах» и «трудовых армиях». Да и саму Россию пустить на растопку в пламени «мировой революции». Казачество в подобные схемы не вписывалось, казаки называли себя «воинами Христовыми», призванными на службу не по мобилизации, а самим Господом. Казак — воин всегда, независимо от того, находится он на действительной, в запасе или на гражданке. Eго служба — служба Отечеству, от рождения до смерти. Даже те казаки, кто принимал сторону красных, изобретали для себя особый «казачий большевизм», надеялись сберечь привычный уклад жизни, не отрекались от веры в Бога. И оказывались врагами не только для Троцкого и Свердлова, но и их зарубежных хозяев из международной финансово-политической «закулисы», организовавшей и поддерживавшей разрушение России. Именно эта цель объединяла разнородные части большевистских операций — убийство царя с семьёй, разгром Церкви, уничтожение национальной русской культуры, истребление казачества.
Время неумолимо движется вперёд. Минул 101 год со времени этих чудовищных событий. До сих пор кровоточит эта рана в сердцах каз
ачьего народа, болью отзывается трагедия и воспоминания о ней в душе каждого неравнодушного человека. Мы переосмысливаем всё происшедшее в нашей истории, и скорбное негативное, и позитивное. Но горя и бед в исторических событиях XX века слишком много. Лишение жизни, дарованной человеку Богом, никакими благами — ни политическими, ни социальными — объяснить невозможно. Да это просто чудовищно: убить, растерзать человека только за то, что он мыслит по-другому, верит не в эфемерное «светлое будущее», не является «строителем коммунизма», не идёт грабить и разрушать храмы, убивать соотечественников. А верит в Бога и Жизнь Вечную, строит свою земную жизнь в соответствии с заповедями Творца, почитает и верно служит Царю-Батюшке, потому что он Помазанник Божий. Этими качествами обладали наши предки-казаки.
Мы должны помнить о произошедшей трагедии. И это живая память, взывающая к безвинно пролитой крови с молением, чтобы подобная катастрофа никогда не могла повториться. Чтобы мы, живущие в современном обществе, помнили свою историю и не допускали своим молчаливым согласием подобных кровавых расправ. Сегодня, как никогда, необходимо помнить, к чему ведет разрозненность и забота исключительно о личных интересах. Знать, что при равнодушии и попустительстве происходят трагедии, приводящие к уничтожению целых народов. Важно знать историю своего народа, чтить традиции, воспитывать на них молодёжь, чтобы жизнь казачества продолжалась в достойных потомках.
Несмотря на заявления коммунистов, что казаки подверглись репрессиям, как зажиточное население в ходе классовой борьбы, нельзя не признать, что главной мишенью репрессий был именно традиционный уклад жизни. Целью зверского преступления было полное уничтожение генома огромной группы людей, которые смогли выстоять перед врагом и остаться Людьми.
Восстановить историческую правду и воскресить память о героизме, верном служении Отечеству — долг ныне живущих поколений. Как говорил великий историк В.Ключевский: «Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что уходя не умело убрать своих последствий».
Мы помним. Скорбим. Мы призываем каждого поставить свечу и помолиться. Об убитых предках. О нерождённых троюродных братьях и сёстрах. О живших в ожидании расстрела отцах и дедах. О прошедших в своей стране лагеря и высылки матерях и бабушках. Обо всех ушедших родных, кого десятилетиями называли «враги народа».