15 февраля Православная Церковь отмечает событие Сретения Господня. Сретение – слово славянское, по-русски – встреча. Кто же с кем встречается? В этот великий двунадесятый праздник мы наблюдаем трогательную картину: старец Симеон держит на своих старческих руках сорокадневного Младенца, а святая праведная Анна пророчествует о Нём и возвещает о пришествии Владыки неба и земли. Какая радость! Какое великое и неизреченное счастье выпало на долю этих людей! За свою святую жизнь и глубокую, праведную веру в Единого Истинного Бога они удостоились на старости лет увидеть телесными очами Избавителя и Спасителя, Которого ожидал весь мир на протяжении многих веков и тысячелетий.
Праведный Симеон благословляет Младенца Христа и в духовном восторге произносит свои замечательные предсмертные слова: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…с миром» (Лк.2,29). Счастьем и миром дышат эти его последние слова. Ведь тот день, о котором ему было возвещено, что он не умрёт, пока не увидит грядущего Мессию, уже настал. Теперь он может спокойно уйти из этого мира с надеждой на своё вечное счастье за гробом.
Как назидательно и спасительно для верующей души это событие из земной жизни Господа нашего Иисуса Христа! Надо сказать, что и мы не лишены этой возможности. Среди нас и с нами всегда наш Христос Спаситель. Перед вознесением Своим Он сказал ученикам и всем Своим последователям: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28,20). Слово Спасителя неложно, и обещание Своё Он исполняет.
В течение всей своей земной жизни, в зависимости от воли Божией, мы имеем счастливую возможность встречаться с Господом и испытывать от этого чувство радости, мира и блаженства. В Таинстве крещения человек очищается от греха и возрождается к новой духовной жизни. Христос Спаситель входит в его сердце. Священномученик Игнатий Богоносец на вопрос императора Траяна, что значит «богоносец», отвечал, что носящий Христа Бога в душе своей и есть богоносец. И когда неверные после мученической кончины разрезали его сердце, то увидели внутри золотом написанные слова: «Иисус Христос». Преподобный Филофей Синайский пишет, что это было знамением для посрамления язычников неверующих и для уверения всех верующих в том, что всякий верующий во святом Крещении принимает внутрь себя Христа, становится гражданином неба и имя его вписывается в книгу жизни на небесах. В Таинстве миропомазания человеку сообщается благодать Святого Духа, которая укрепляет его в духовной жизни. После принятия такой благодати в жизни христианина постоянно происходят встречи с Богом. Чем ближе человек к Богу, чем больше о Нём думает и старается исполнять Его святую волю, Его заповеди, тем эти встречи чаще и ощутимее.
Душа христианина встречается с Богом в час молитвы, если эта молитва искренняя, если в ней человек открывает свою душу и сердце Господу. Искренняя молитва даёт возможность ощутить присутствие Бога. «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине» (Пс.144,18). «Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» (Пс.49,15). Постоянная молитва драгоценна для христианина ещё и тем, что помогает ему познавать Бога и Его божественные свойства, особенно то, « что Бог есть любовь» (1Ин.4,8,16). Любовь, которая в силу своих свойств сама ищет встречи с нами, спешит к нам на помощь. Оттого-то человек, который искренно, доверительно молится Богу, ощущает неизъяснимую радость. Эта радость свидетельствует о том, что в молитве происходит встреча человека с Богом.
Мы встречаемся с Богом при совершении любого доброго дела. Когда мы делам что-то доброе людям, то мы делаем это Самому Господу. На Страшном Суде Спаситель скажет стоящим « по правую сторону Его: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня…(Мф.25, 34-40). Святитель Иоанн Златоуст говорит, что когда мы совершаем благое дело, то рядом с нами невидимо стоит Сам Христос и принимает нашу жертву. Вот почему после всякого доброго дела, совершённого во имя Божие, в верующие сердце сходит тихая радость. Это состояние души свидетельствует, что в эти минуты она встречается со Христом.
Но больше всего благодатных и радостных встреч с Господом мы имеем в святом храме Божием. Молитвы Святой Церкви, каждое действие, совершаемое во время богослужений: и благословение священника, и окропление святой водой, и помазание святым елеем, и вкушение благословенного хлеба за всенощной, и целование святого Креста, святых икон – приближает нас к Богу. Поэтому православные люди любили и любят посещать святые храмы, поддерживают их своими пожертвованиями, да и сами они обновляются здесь и совершенствуются. В святом храме Господь открывает нам Свою святую волю словами святого Евангелия через пастыря Церкви, через богослужение. И во время искренней молитвы в храме наша душа ощущает особое присутствие Христа, Который сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18,20). А здесь не только двое или трое, здесь земная, воинствующая Церковь соединяется с небесной, торжествующей. Здесь святые ангелы, здесь особый покров Царицы Небесной над нами, здесь особое присутствие Божие. Вот почему святые отцы призывают нас любить святой храм – это рай небесный на земле, это училище благочестия, призывают постоянно посещать его и готовить в нём свою душу для вечной жизни. В храме Божием совершается величайшее из всех чудес на земле – пресуществление хлеба и вина в спасительное Тело Господа и животворящую Его Кровь. Когда мы согрешаем вольно или невольно, благодать Божия отходит от нас. И в это время Господь не оставляет нас насовсем, но призывает к Себе через Таинство покаяния. Во время чистосердечной исповеди Господь посредством свидетеля священника прощает нам грехи и с радостью встречает нашу душу, принимает её, как сказано: «Велика радость бывает на небе об одном грешнике кающемся» (Лк.15,7). После исповеди, с чистой совестью человек душой не только встречается с Господом, видит телесными очами в пречистых Тайнах Тела и Крови, но принимает Христа Спасителя в своё сердце. В Таинстве причащения Господь входит в нашу душу, освящает её, просвещает, укрепляет и приуготовляет нас для вечной жизни. Каждый, кто посещает храм, кто оставляет хотя бы на короткое время всякие житейские попечения и возносит свою душу и сердце Господу, знает, что такое молитва и что такое храм в жизни христианина.
Это все наши земные встречи. Но будет и последняя наша встреча со Христом для всех людей, для всего человечества. Никто этой встречи не избежит: хочет он её или нет, верует в Бога, служит Ему верно или человек этот неверующий – все предстанут пред Господом на Страшном Суде и получат воздаяние по своим делам. На земле даны нам время, силы, средства и возможности встречаться с Богом, чтобы эта последняя встреча была не страшной, а радостной и блаженной. Поэтому научимся встречать Его здесь, на земле, во все праздничные и воскресные дни, в храме, дома и на каждом месте, в постоянной молитве, в частом и чистосердечном покаянии, в спасительных делах веры, любви и добра, особенно в творении милостыни, в достойном причащении святых Христовых Таин. Наша жизнь должна соответствовать евангельскому учению. Мы должны быть христианами не только по званию, не только по имени, но и быть таковыми по жизни, дорожить своим святым и высоким званием.
Поэтому будем укрепляться в вере, праведности и благочестии, чтобы стяжать благодать Святого Духа и, встретившись с Господом, услышать голос праведного Судии: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25,34).
Информация по материалам Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (Архимандрит Илия (Рейзмир), +09.01. 2024г) предоставлена редакционным советом Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая