Байкало-Амурская магистраль — железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, второй магистральный железнодорожный выход России к Тихому океану. Общая протяженность магистрали — 4300 километров. За всю историю ее строительства в ней участвовали свыше 2 миллионов человек.
БАМ — это уникальный проект, масштаб которого, возможно, никогда уже не будет повторен. Это стройка, на которой плечом к плечу работали люди разных национальностей, на деле доказывая справедливость лозунга о единстве разных народов. Это огромный коллектив, где понятия «дружба», «уважение», «взаимовыручка» получили новое наполнение. Это — новые города и станции, выросшие среди вековой тайги. Это — романтика и обязательно любовь. И, наконец, это магистраль, всю стратегическую важность которой мы осознали только сейчас.
Довелось поработать на всесоюзной стройке и нашим землякам. Одним из них был Валерий Eвгеньевич Борисов.
Родился Валерий Eвгеньевич в станице Багаевской, окончил среднюю школу № 2. По окончании Азово-Черноморского института механизации сельского хозяйства (АЧИМСХ) в Зернограде ему предлагали остаться в аспирантуре, но молодой специалист принял другое решение.
15 августа 1974 года Валерий вместе с тремя товарищами по институту по комсомольской путёвке отправился на строительство БАМа.
Вот как он сам об этом рассказывает: «Я нисколько не сомневался в своём решении отправиться на Байкало-Амурскую магистраль. Тысячи молодых людей по комсомольским путёвкам поехали на всесоюзную стройку. Сначала мы вылетели из Ростова-на-Дону в Челябинск, из Челябинска в Новосибирск, из Новосибирска отправились в посёлок Усть-Тарка, который расположен в 52 километрах от основной железнодорожной магистрали. Местные жители приняли нас радушно. От них мы узнали историю возникновения посёлка. Он был основан в 1752 году как колония ссыльных Усть-Тарка при устье речки Тарки Сибирской губернии. В 1771 году насчитывалось 50 дворов и 89 колонистов. Первыми ссыльными жителями были выходцы из малоросских губерний и Дона. Усть-Тарка стала районным центром 17 апреля 1936 года.
По прибытии на место нас встретили и сразу же определили фронт работ. Меня поставили заведующим мастерской. Вместе с товарищами мы обслуживали и ремонтировали различные машины, необходимые для строительства дороги через тайгу: бульдозеры, тракторы, трейлеры, на которых вывозились спиленные деревья. Работы было много, но никто не жаловался. Зачастую приходилось работать и без выходных. Трудились в условиях вечной мерзлоты и непроходимых болот. Те, кто тянулся за длинным рублем, часто не выдерживали и уезжали. Это была серьезная школа жизни. Мы строили БАМ, а БАМ строил нас.
С местными жителями у нас сразу же сложились тёплые отношения. Они старались помогать нам в быту, с ними мы ходили в свободное время и на охоту, на рыбалку на речку Тарку, и в тайгу собирать ягоды.
В общем, этот год пролетел для меня незаметно. На БАМе, несмотря на сложности, царила особенная атмосфера. БАМ и бамовцы — это моя молодость. И как бы трудно ни приходилось, я вспоминаю то время с теплыми чувствами. В августе 1975 года я вернулся в родные края».
Это была не просто комсомольская стройка, стройка века, это был интернациональный проект. Сюда ехали люди со всего Союза. И ведь жили все дружно, вместе отмечали праздники, собирались за одним столом.