Светлана Шапоренко: «В своей работе использую педагогику «сотрудничества»

Большая перемена

Светлана Шапоренко — победитель областного конкурса «За успехи в воспитании»

Светлана Владимировна — классный руководитель, учитель русского языка и литературы Багаевской школы №3. Ее педагогический стаж  — 29 лет. Классным руководством занимается с 1995 года. Профессиональный опыт стал основой для написания конкурсной работы «Модель воспитания и социализации», которая принесла ей победу.

Отметим, лучшие классные руководители становятся лауреатами премии губернатора Ростовской области с вручением диплома.

Наш корреспондент побеседовал с одним из лучших классных руководителей донского региона.

«Светлана Владимировна, как строится ваша система воспитательной работы, на чем основана?»

«Имея за плечами немалый опыт классного руководства, считаю, что формирование активной гражданской, социальной позиции учащихся, воспитание патриотизма нужно прививать не столько словом, сколько делом. Только активное внедрение учащихся в воспитательный процесс, погружение их в конкретные дела может привести к значимому результату.

Школа — это тот самый социум, где ребятишки проводят много времени. Поэтому классные руководители, педагоги должны организовывать их деятельность, способствующую формированию активной жизненной позиции. Цель моей системы — воспитание социально активной личности через осознание собственной значимости и самоценности, необходимости участия в жизни общества».

«Классный руководитель — лидер в детском коллективе, его пример способен сформировать у школьников осознанную гражданскую позицию. С чего начиналась ваша работа?»

«Семь лет назад пришли ко мне в класс шумные, неугомонные мальчишки и девчонки, но любознательные, озорные и горящие, — рассказывает педагог. — Подбор класса многонациональный: 10 русских, 7 турок, 2 армянина, 2 корейца, 1 литовец. Помню, весь пятый класс был как на пороховой бочке: сплошные жалобы, обиды, разборки. Передо мной встала задача сплочения коллектива, привития толерантного отношения друг к другу, создания атмосферы взаимоуважения и творчества.

Формирование гражданской позиции должно начинаться с приобщения к малой родине. Мы живем в станице Багаевской, живописном уголке Ростовской области. Ее достопримечательностью является остров Буян. И пусть он не пушкинский, но дает нам прекрасную возможность любования красотами родного края. С ребятами и родителями мы организовывали экскурсии на остров, проводили квесты, игры, эстафеты.

Общение в неформальной обстановке способствует сплочению детского и родительского коллектива, прививает экологическую культуру. Костер затуши! Мусор за собой убери! Нам еще сюда возвращаться!

На протяжении нескольких лет учащиеся класса принимали активное участие в Престольном дне станицы, побеждали в конкурсе казачьей песни, военно-патриотических играх «Зарница» и «Орленок», открывали Парту Героя, экспозиции в честь великих земляков. В классе стало доброй традицией отмечать День именинников, День приятных сюрпризов, День «спасибо». Неоднократно были организованы поездки в Ростов-на-Дону, Краснодар, республику Адыгея. Классный коллектив сплотился. Ребята стали проявлять инициативу, самостоятельность.»

«Я правильно понимаю: воспитание гражданской позиции начинается с формирования любви к родной земле?

«Да, целенаправленно и постоянно. В период дистанционного обучения я разработала проект «Патриоты Дона».  Его реализация началась с участия ребят в акциях гражданско-патриотической направленности по дистанту.

Переживая за людей в белых халатах, оказавшихся в период пандемии на передовой, мы с детьми не остались равнодушными и организовали акцию в поддержку врачей. Эту идею активно поддержали учащиеся всей школы. Наши достижения неоднократно были отмечены в районной газете «Светлый путь», в том числе челлендж «Скучаю по школе». Стали победителями конкурса «Мой дружный класс», объявленного редакцией «Светлого пути». Приняли активное участие во Всероссийской акции «Я гражданин России».

Класс стал победителем XIII Международного конкурса «Достойная смена», защитив проект «Патриоты Дона». Так, благодаря реализации проекта во время дистанционного обучения удалось сохранить тесную связь с ребятами через сетевые сообщества, продолжить привитие позитивного отношения к базовым национальным ценностям и получение опыта участия в социально значимой деятельности.

Позже мы с детьми продолжили реализацию проекта «Патриоты Дона» с целью привития чувства патриотизма и гражданской ответственности, воспитания гражданина страны, уважительно относящегося к Отечеству. И в 2022 году я стала лауреатом 1 степени Финального (очного) тура Всероссийского педагогического конкурса «Педагогика XXI века: опыт, достижения, методика».

«Формирование любви к Родине начинается с любви к малой родине, родительскому дому, историческим корням. Влияет ли на воспитание патриотизма статус школы «казачье»?»

«Конечно. В 2002 году нашей школе присвоен статус «Казачье ОУ». Учащиеся изучают историю и культуру родного края, традиции и обычаи предков-казаков, основы православной культуры. Ведь чем бережнее человек хранит память о своих предках, тем крепче его связь с родной землей, ее историей и культурой. Не зная прошлого, нельзя понять настоящее и серьезно задуматься о будущем».

«Расскажите о самых ярких, талантливых воспитанниках».

«Мои ученики ежегодно принимают активное участие в мероприятиях казачьей направленности: «Посвящение в казачата», «Казак рождается воином», «Фестиваль казачьей песни». Среди них много талантливых, творческих ребят, которые являются активными участниками всех школьных дел и мероприятий.

К примеру, Тимофей Каранко — потомок казачьей семьи. Вместе с бабушкой Евдокией Каранко является участником фольклорного ансамбля «Посиделки». Тимофей неоднократно одерживал победы в вокальных конкурсах, с успехом защитил индивидуальный проект «Сохранение и развитие традиций казачества». В 2022-2023 годах был избран президентом школы, в 2023-2024 — входил в состав Молодежного парламента Багаевского района. Активно занимался волонтерской деятельностью, дважды был отмечен благодарственным письмом губернатора Ростовской области за успехи в добровольческой деятельности.

Карина Шабунина — отличница учебы, победительница и призер конкурсов творческой и интеллектуальной направленности. Окончила детскую школу искусств по классу хореографии. Сейчас учится в ДГТУ на факультете хореографии. В 2023-2024 учебном году была президентом школы, входила в состав Молодежного парламента Багаевского района, активно занималась волонтерской деятельностью, отмечена благодарственным письмом губернатора Ростовской области за успехи в добровольческой деятельности.

Хочу добавить, что за семь лет классной жизни мы стали сплочённой командой, где каждый из нас — яркая личность, а вместе мы:

  • отряд юнармейцев «Наследники Победителей»: Махадинов С., Кузнецова А., Ридванов И., Бежаниди Г., Балаев Р. Грамотами начальника штаба Регионального отделения ВВ ПОД «Юнармия» Ростовской области в 2023 году награждены Кузнецова А., Балаев Р. за участие в работе регионального отделения «Всероссийского общественного движения» Юнармия»;
  • активные участники российского движения школьников: Шабунина К., Даврушева Г., Каранко Т., Бежаниди Г., Махадинов С., Мусаева М.
  • экологический отряд «Экосемья»;
  • активные участники акции «Я — гражданин России»;
  • путешественники. Ежегодно, совместно с родителями, мы совершаем не менее трех экскурсий по донскому краю и за его пределами (Адыгея, Краснодар, Волгоград, Санкт-Петербург, Москва);
  • создатели множества социальных роликов, клипов, виртуальных экскурсий;
  • участники молодежного форума «Молодая волна»-2022: Раздорова С., Шабунина К., Бузнякова Е.
  • члены Молодежного парламента Багаевского района (2023-2024 уч.г.): Махадинов С., Бежаниди Г., Каранко Т., Шабунина К.
  • волонтеры и добровольцы районного отряда «Доброград»: Махадинов С., Бежаниди Г., Каранко Т., Шабунина К.
  • лидеры школьного самоуправления: президент школы — Шабунина К., лидеры школы Каранко Т., Даврушева Г.

«Вместе со своими учениками вы достигли отличных результатов. Возможно, на успех в какой-то степени повлияла этническая составляющая коллектива. Каждый народ уникален, обладая своей культурой и традициями, украшает наш мир, повышает качество жизни».

«Да, класс состоял из представителей шести национальностей. Поэтому передо мной и всеми педагогами школы стоят вопросы воспитания гражданственной и межэтнической толерантности. Достигается это благодаря привлечению многонационального родительского сообщества к совместной деятельности: празднованию национальных праздников, знакомству с культурой, традициями и обычаями разных народов в рамках внеурочной, внеклассной деятельности.  В своей работе я использую педагогику «сотрудничества», стараюсь быть не просто классным руководителем, выполняющим свои должностные обязанности, а чутким и внимательным наставником. Стараюсь найти индивидуальный подход к каждому ученику, чтобы он чувствовал себя личностью, ощущал внимание учителя лично к нему».

«Светлана Владимировна, мы больше говорим о воспитании детей, но, прежде всего, вы же учитель…»

«Как филолог, я отметила, что в русском языке есть много замечательных слов с суффиксом «тель»: создатель, спасатель, строитель, мыслитель, созидатель, вдохновитель, изобретатель, предводитель, и все они умещаются в слове УЧИТЕЛЬ.

Для меня слово учитель не сводится к понятию только предметник, дающий знания. Для меня учитель — это и классный руководитель. Горжусь, что рядом со мной семь лет были мои любимые воспитанники, с которыми мы прошли сложный, но в то же время интересный и насыщенный путь. Вместе учились, переживали, преодолевали трудности и радовались победам.

Все, что я делаю в жизни, стараюсь делать с любовью, искренне, не фальшивя, с полной самоотдачей. Лев Толстой говорил: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель». Вот к этому я и стремлюсь. И если бы сегодня мне пришлось вернуться на 29 лет назад и вновь сделать свой жизненный выбор, я, несомненно, выбрала бы профессию учителя.

«Спасибо за беседу. Дальнейших успехов Вам и благодарных учеников!»

Фото Светланы Шапоренко