Тот самый Горин: благородство, честь, совесть

Общество

Талантливый драматург, сценарист, романтический сатирик с тонким и умным юмором — все это Григорий Горин. Фразы из фильмов «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви», «Убить дракона», «Обыкновенное чудо», «О бедном гусаре замолвите слово», «Дом, который построил Свифт» стали крылатыми благодаря его перу. Спектакли «Тиль», «Поминальная молитва», «Королевские игры», «Шут Балакирев» материализовались из его пьес, потому оглушительный успех был гарантирован.

Замечательный мальчик Гриша появился на свет в семье военного, фронтовика-орденоносца, подполковника Израиля Абелевича Офштейна. Спустя годы, Горин не обошел шуткой этот факт: «Насколько мне не изменяет память, я родился в Москве 12 марта 1940 года ровно в 12 часов дня. Именно в полдень по радио начали передавать правительственное сообщение о заключении мира в войне с Финляндией. Это известие вызвало, естественно, огромную радость в родовой палате. Акушерки и врачи возликовали и некоторые даже бросились танцевать. Роженицы, у которых мужья были в армии, позабыв про боль, смеялись и аплодировали. И тут появился я. И отчаянно стал кричать. Не скажу, что помню эту сцену в деталях, но то странное чувство, когда ты орёшь, а вокруг все смеются, вошло в подсознание и, думаю, в какой-то мере определило мою судьбу».

Когда Григорий вырос, рассказал о своем детстве так: «Писать я начал очень рано. Читать — несколько позже. Это, к сожалению, пагубно отразилось на моем творческом воображении. Уже в 7 лет я насочинял массу стихов, но не про то, что видел вокруг, скажем, в коммунальной квартире, где проживала наша семья, а в основном про то, что слышал по радио. По радио тогда шла холодная война с империалистами, в которую я немедленно включился, обрушившись стихами на Чан Кайши, Ли Сынмана, Аденауэра, де Голля и прочих абсолютно неизвестных мне политических деятелей:

Воротилы Уолл-стрита,

Ваша карта будет бита!

Мы, народы всей Земли,

Приговор вам свой произнесли!.. и т.д.

Почему я считал себя «народами всей Земли», даже и не знаю. Но угроза подействовала! Стихи политически грамотного вундеркинда стали часто печатать в газетах. В 9 лет меня привели к Самуилу Яковлевичу Маршаку. Старый добрый поэт слушал мои стихи с улыбкой, иногда качал головой и повторял: «Ох, господи, господи!..» Это почему-то воспринималось мною как похвала.

— Eму стоит писать дальше? — спросила руководительница литературного кружка, которая привела меня к нему.

— Обязательно! — сказал Маршак. — Мальчик поразительно улавливает все штампы нашей пропаганды. Это ему пригодится. Eсли поумнеет, станет сатириком! — и, вздохнув, добавил: — Впрочем, если станет, то, значит, поумнеет не до конца…

Так окончательно определился мой литературный жанр. В восьмом классе, после исполнения на вечере куплетов о хулиганах, меня здорово отлупили. Это и был мой первый настоящий успех на выбранном пути.

Заканчивая школу, я уже твердо решил, что стану писателем. Поэтому поступил в медицинский институт. Антон Павлович Чехов писал: «Медицина — моя жена. Литература — моя любовница». Я тоже долго метался между этими двумя дамами сердца, пока не возникли новые увлечения мужского и среднего рода — Театр и Кино!»

В 1963-м году Горин окончил 1-й Московский медицинский институт им. Сеченова и начал работать врачом на скорой помощи, однако занятий творчеством не оставлял. Об особенностях медицинской карьеры отзывался так: «Советский врач был и остается самым уникальным специалистом в мире, ибо только он умел лечить, не имея лекарств, оперировать без инструментов, протезировать без материалов…»

Известность начинающему драматургу принесла пьеса, которую он написал для одного из первых спектаклей Марка Захарова в «Ленкоме» — «Тиль Уленшпигель». Благодаря совместной работе Захарова и Горина на сцене театра появились легендарные спектакли — «Поминальная молитва» и «Королевские игры». Последней пьесой Горина стал «Шут Балакирев», ее он как завещание оставил «Ленкому», не успев посмотреть премьеру.

Режиссер Марк Захаров, снявший по сценарию Горина не один фильм, сказал: «Он оставил нам фильмы, которые давно разобрали по ниточкам-цитатам и рассказал нам о нас ничем не оскорбив, намного тоньше, чем это делают многие современники».

В 70-х его приняли в Союз писателей. Начиная с 1978 года, Григорий Горин стал выступать с сатирическими монологами на телевидении. Он был регулярным участником передачи «Вокруг смеха». Выступления его были популярны, а уникальную интонацию сатирика
узнавали все, кто хоть раз его слышал.

В последние годы жизни Горин принимал участие в юмористической телепередаче «Клуб «Белый попугай» с Юрием Никулиным, а после его смерти сам какое-то время был ведущим, заметив однажды, что шутить нелегко: «Мне трудно, потому что шуток мало, а юбилеев много».

Своими произведениями сатирик стремился заставить зрителей задуматься. Во многих его шутках был скрыт глубокий философский смысл. Благодаря этому особому качеству творчество Григория Горина остается актуальным и сегодня.

Друг сатирика, народный артист России Владимир Качан вспоминал: «Он ни разу не прогнулся ни профессионально, ни по-человечески. Всю жизнь прожил в согласии со своими убеждениями и принципами, которые заключены в трех понятиях: благородство, честь, совесть. Для него это были не фигуры речи, а отправные точки в драматургии и жизни».