Успение пресвятой Богородицы

В центре событий

28 августа

Успение — это окончание земной жизни Богородицы. И Успенский пост — это прощание с Нею. Как жаль, что стремительное и суетное движение жизни мешает нам, мирским людям, проникаться благодатной атмосферой Церкви Божией! И как отрадно, вступив в поприще Успенского поста, мало-помалу готовить свою душу к тихому и торжественному празднеству блаженной кончины Матери Божией. Чем ближе день Eё исхода в вечность, тем большим светом и покоем наполняются сердца верных христиан, предвкушающих неземную сладость удивительного дня, который именуется прекрасным русским словом «Успение».

Церковь сохранила предание об этом событии, полном светлой грусти и нежной печали. Заранее зная о сроке Своей кончины, Богоматерь известила об этом апостолов, и они были чудесным образом на облаках принесены к месту Eе последнего упокоения. Простившись с апостолами, Она отошла в мир иной и была похоронена в пещере в Гефсимании. Но один апостол — Фома — не был извещен об этом скорбном событии и прибыл на место три дня спустя. Чтобы утешить его, находящегося в печали из-за несостоявшейся возможности проститься с Божией Матерью, апостолы открыли погребальную пещеру. Однако вошедший туда апостол Фома не обнаружил там Eе тела. А спустя некоторое время Она Сама явилась апостолам и сказала: «Радуйтесь, Я с вами во все дни». Обрадованные апостолы и все, присутствовавшие с ними воскликнули вне себя от восторга: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Таким образом, уверились святые апостолы и всей Церкви передали свою несомненную веру, что Матерь Божия Сыном Своим и Богом воскрешена в третий день по успении Своем и взята с телом на небо. Не случайно икона Успения изображает Eе лежащей на смертном одре и одновременно в виде запеленатого младенца, находящегося в руках возносящегося Христа. И поклоняясь Eё живоносному гробу, мы невольно начинаем размышлять о самих себе и о собственной участи в вечности. Праздник Успения побуждает нас особенно внимательно и глубоко молиться о своей грядущей кончине, которой избежать, конечно же, невозможно никому. Не напрасно же Мать наша Церковь пробуждает и побуждает наш дух прошением священника на Божественной Литургии о «христианской кончине, непостыдной, безболезненной и мирной, и добром ответе на Страшном Судище Христовом». Между тем как глубоко правы были последние великие старцы Оптиной Пустыни, говорившие о том, что в грядущие времена богоотступления великим подвигом и целью христиан будет «прожить благочестно и скончаться с верой во Христа Спасителя и надеждой на вечное спасение». Мы живём в мире, в котором процветают зло и насилие, все продается и покупается, где сильный и наглый торжествует, а остальные, как ученики Христа, попавшие в бурю, горестно вопрошают: «Господи, Ты видишь, какое зло совершается, неужели Тебе нужды нет?» Эти слова говорят и великие подвижники, и простые миряне. Преподобный Антоний Великий, увидев воскресшего пришедшего ему на помощь Христа, воскликнул: «Господи, где Ты был, когда я из последних сил сражался с диаволом и был им побеждаем?» И услышал в ответ: «Я был рядом с тобой и в твоем сердце».

Когда мы говорим: «Время такое», хорошо бы вспомнить и о понятии «бремя». Каждый несет во времени свое бремя — труд души, свой крест — на себе, за себя и ближних.

Наша жизнь не тихая, спокойная река, а бурное житейское море. И никто, даже Сам Господь, нам не обещал, что во время земной жизни мы избежим гонений и страданий. Eсли уж Господь прошел через Голгофу, чтобы дать нам радость воскресения, как мы, грешные, можем достигнуть вечности, минуя крест? Как же достичь искомой цели? Святые отцы говорят, что если твое сердце открыто Христу, то Он всегда с тобой. Он поможет перенести все твои беды. Не избавит от них, а даст силу преодолеть их. И Пречистая Дева Мария тихим Своим материнским гласом, исполненным сострадательной любви к чадам Церкви, вещает нам в храме в день Своего успенского торжества: «Вооружитесь, возлюбленные, верой в Сына Моего и Бога и испросите у Него горячей решимости постоянно исполнять все его Божественные заповеди, невзирая на многообразные препятствия, чинимые врагами нашего спасения.

Чтите праздники Божии и воскресные дни, радейте об очищении совести посредством исповеди и с благоговением приобщайтесь Христовых Таин Сына Моего, дабы исполниться силой благодати и устоять в день лютый — в час исхода. Так вы одержите победу над духами злобы и сподобитесь милости в день Страшного Суда Госп
одня.

Более всего старайтесь о чистоте душевной и телесной, в смирении преуспевайте, облекитесь в любовь, не дозволяя «ненавистной розни века сего» проникать и осквернять сердца ваши.

Уповайте на Мою материнскую помощь, ибо Я пребываю в неусыпных молитвах за вас пред Божиим Престолом.

С дерзновением призывайте Моё имя, ибо Мне дана благодать молиться за вас и всегда слышать воздыхания грешников, простирающих ко Мне руки в покаянии и благодарении…»

Поистине Дева Мария является Матерью всего правоверного народа. И особенно простой русский народ нежно и горячо питал к ней сыновние чувства. В лице преподобного Серафима Саровского выразилась вся полнота любви России к Матери Божией. В нем и через него как бы слились все благочестивые чувства русского народа, питаемые к Богородице. Сколько храмов, сколько обителей, часовен, молитвенных домов посвящено Eе имени! И в каждом доме, в каждой комнате, и на живой груди у многих покоится Eе святой образ. Любила Матерь Божия Россию. Любит она русский народ и теперь. Любит и печалится о нем.

Прославляя Божию Матерь в день Eе славного успения, будем же просить, чтобы Она дала нам силы и помощь достойно проводить свою земную жизнь и готовиться к вечному пребыванию на Небесах. Чтобы Она укрепила нас, малодушных и немощных, дала силу, отраду, помощь и упование. Будем взывать к Ней мыслями, чувствами и словами. А прежде всего — делами, жизнью своей, чтобы придя к Ней, мы могли сказать непостыдно: «.яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иные предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати.».

Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода Святителя Николая