В 2025 году Великий пост будет длиться с 3 марта по 19 апреля
А главный праздник православных христиан в России — 20 апреля.
Великий пост по праву носит такое название. В чём состоит его величие? Надо чаще задавать себе такой вопрос, чтобы не упустить это драгоценное время, подменяя цель средствами её достижения.
Перед началом подготовки к Великому посту Церковь напоминает, к чему надо стремиться в постовом подвиге, на евангельском примере искреннего обращения к Господу грешного человека. Имя его – Закхей. Эта история заключает в себе все основные вехи, которые проходит верующий путём покаяния, и обретает Бога, и слышит Его уверение: «Ныне пришло спасение дому сему» (Лк.19,9).
Сначала, как повествуется в Евангелии, Закхей «искал видеть Иисуса, кто Он» (Лк.19,3). Это искание не было пустым любопытством, вызванным всеобщим ажиотажем, желанием всегда быть в курсе событий. Закхей ощущал ту жажду и тот голод правды, о которых проповедовал Спаситель. Это доказывают конкретные действия, которые он предпринял, чтобы увидеть Господа.
Его должность начальника сборщика податей давала ему немалую власть и хороший доход. Но его авторитет среди своего народа был шаток, поскольку он работал на римских оккупантов. Ему надо было постоянно следить за собой, чтобы не дать повода к осуждению и злословию среди соплеменников и чтобы сама римская власть не заподозрила его в крамоле. Но желание увидеть Христа было у него настолько сильным, что взрослый человек как ребёнок взобрался на дерево, рядом с которым должен был пройти Господь. Ведь только так Закхей с его малым ростом мог разглядеть Христа, осуществить своё стремление увидеть, «кто Он».
Подобно Закхею, каждому человеку следует устремиться к Богу, стараться познать в Нём истину, узнать каков Он и что хочет от Своего творения. Каждый православный христианин, как Закхей, должен всеми способами искать встречи с Господом, особенно в дни Великого поста. Благо для этого сегодня есть все средства. Чтение Священного Писания, творений святых отцов и другой духовной литературы, молитва дома и в храме, а также участие в благодатных Таинствах Церкви – всё это приближает нас к Господу. А также даёт ответы на все вопросы о смысле бытия и воодушевляет на жизнь в соответствии с высоким предназначением человека.
Христос заметил сердечное желание Закхея, почувствовал на Себе его взгляд. И для Закхея встреча со Христом была последней и единственной надеждой изменить свою жизнь. Не только евангельского начальника мытарей, но и любого человека Господь посещает незамедлительно, как только тот всецело и безоговорочно вверит себя Его Промыслу и будет готов на любые изменения ради встречи с Ним. В пост христианин проходит множество внутренних и внешних испытаний, в которых укрепляется его вера и он познаёт любовь Божию.
Обращаясь к Закхею, Христос раскрывает цель Своего пришествия в этот мир. Он говорит, что Ему надо быть у Закхея. Так и мы слышим слова Христа, что Ему надо быть в каждом из нас. Он дал нам заповеди и обещает пребывать в любом, кто соблюдает их по любви к Богу. Ценой Своей крови Христос основывает Церковь, где дышит Святой Дух и освящаются верующие. Только бы пребывание в Церкви не было для нас формальностью, данью традиции, приятным времяпрепровождением или заносчивым стремление быть не такими, «как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк.18,11). Желание быть в Церкви, принимать церковные таинства, нести подвиг поста только в том случае будет полезным для души, если оно продиктовано стремлением познать Господа, обрести единую жизнь с Богом, впустить Его в своё сердце.
Закхея не привлекали земные выгоды и человеческие расчёты. Принимая у себя в доме Христа, он свидетельствует о своём глубоком внутреннем изменении (Лк.19,8). Он не мечтает измениться ни когда-нибудь – с нового года, с понедельника, с завтрашнего дня, но теперь же, когда Христос рядом как самый желанный Гость. Так и православным христианам надо иметь твёрдую решимость измениться и впредь строить свою жизнь по духу Евангелия, в мире с окружающими людьми, с Богом и с собой, отвергаясь от прежнего зла, неправды и всего того, что мешает зреть Бога чистым сердцем. Для обретения и обновления этой решимости в году есть особое время – Великий пост.
С 9 февраля начитаются подготовительные недели к Великому посту. Эти четыре недели – время духовной настройки человека. В первую подготовительную неделю Церковь напоминает нам притчу Христа о мытаре и фарисее (Лк.18,9-14). В ней показана опасность для человека гордыни и важность смирения в борьбе с грехом. Из этой притчи мы можем уяснить для себя несколько полезных уроков.
Фарисей и мытарь – это не столько реальные лица, сколько образы состояния души человека: высокомерная гордость и сокрушенное смирение.
Внешне праведный и уважаемый в обществе фарисей начал свою молитву с хвалы Богу, но на самом деле лишь осудил тех, кто был рядом с ним, и восхвалил самого себя. Именно в этом – в горделивом высокомерии и надменности – проявилась его душевная глухота. Казалось бы, он вёл праведную жизнь: соблюдал пост, жертвовал десятину на храм, но все это было чисто внешним благочестием, а внутренне он был лишён праведности.
И тут же мы видим мытаря – сборщика налогов в пользу римской власти. Он был нелюбим в народе, так как нередко, желая выслужиться перед властью, поступал несправедливо по отношению к своим соплеменникам. Этот человек, сознавая своё недостоинство как перед обществом, так и перед Господом, с чувством глубокого раскаяния повторяет: «Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк.18,13). Он даже не решает поднять глаза, обращаясь к Богу.
Господь, оценивая их молитвы и дела, ставит на первое место мытаря, а не фарисея. Этим Он показывает каждому из нас, что для Бога первостепенным является не внешнее показное, но внутреннее состояние нашей души. Для оправдания перед Ним необходимо, прежде всего, наше глубокое раскаяние в своих грехах.
Это возможно, как говорит преподобный Ефрем Сирин, если человек обретёт зрение своих грехов, увидит, что происходит в его душе, как действует его совесть, насколько плотские страсти и земные привязанности владеют им. Испытание своей жизни необходимо человеку, чтобы увидеть неправду в себе. В этом в первую очередь ему помогает смирение. Синайский подвижник преподобный Иоанн Лествичник чувство личного смирения называет царицей всех добродетелей. Оно настраивает душу человека на искреннее покаянное обращение к Богу. Только в смиренное сердце Господь посылает духовные дары, зная, что эти дары человек не расточит. А поиск и обретение смирения – это наша задача всей жизни.
Душа человеческая призвана быть милующей, наполненной деятельной любовью к Богу и ближнему, и тогда подобие Божие отразится в ней. Душа того, кто пытается чутко жить в нашем мире, искать смысл бытия, не может не ответить на вопрос: «зачем живёт человек?» ответом: «Для встречи с Богом». Встреча с Богом – это и есть высшая, главная цель каждой человеческой души.
У Закхея встреча с Богом совершилась, и какая радость охватила его. «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.19,8). Эта радость и это изменение являются главным указанием и главным уроком нам, каким должно быть наше покаяние.
Церковь каждый год напоминает: не дай Господь нам оказаться подобным лжеправеднику фарисею, и дай нам Господь смирение мытаря. В чём заключалось смирение мытаря? В том, что он не осудил никого, кроме себя. А фарисей вознёс себя, осудив всех.
«Боже, милостив буди мне, грешному!» произнести слова легко, но, когда это происходит от сердца, от всей полноты человеческого существа, это стОит дорого. Это стоит Царства Небесного, вечности, это стоит смысла всей человеческой жизни, если мы к концу Великого поста не заученной фразой, а от всего сердца, исправив свою жизнь по заповедям Божиим, сможем сказать это. Здесь залог спасения.
Редакционный совет Багаевского благочиния прихода храма Святителя Николая
Фото: freepik.com