Третье воскресенье Великого поста именуется Неделей Крестопоклонной

Общество

Неделя Крестопоклонная посвящена почитанию Честного и Животворящего Креста Господня

Мы с вами,  Божией милостью, дошли до средины святого поприща поста. С незапамятных времён, в субботу на третьей седмице Великого поста, выносится  на середину храма образ Честного Животворящего Креста Господня.  Великий пост есть время приготовления к Страстной седмице, когда Церковь вспоминает страдания, распятие и смерть на Кресте Иисуса Христа. Таким образом, вынос Креста напоминает нам о цели нашей собственной усиленной, углублённой религиозной жизни в эти великопостные дни.

Чтобы мы не унывали, чтобы нас духовно подкрепить на этом постном поприще, Господь являет свой Крест как напоминание нам о том, что Он не оставит нас при несении наших крестов. Мы поклоняемся Кресту Господню, страданию Христову и славе Церкви.  Молитвенно прославляя и почитая Честной Крест Господень, верующие черпают себе силы для дальнейшего прохождения Великого поста, вдохновляются подвигом и примером самоотверженности Христа Спасителя.

На Кресте пострадал Господь наш Иисус Христос. На Кресте была принесена величайшая жертва за спасение мира. И в этом выразилась величайшая любовь Бога к падшему человеческому роду. Евангелие говорит об этом так: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (то есть отдал на страдания), дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16). Как говорит святой митрополит Филарет (Дроздов), в Крестной жертве за спасение мира была явлена «Любовь Отца – распинающая. Любовь Сына – распинаемая. Любовь Духа – торжествующая силою крестною». В этих словах подчёркивается мысль, что дело спасения человека совершено всей Святой Троицей и было актом высочайшей жертвенной Божественной любви. На жертве Христовой зиждется всё домостроительство нашего спасения.

Кровью Христа Спасителя были омыты грехи развращённого человеческого рода, грех упразднён и пригвождён ко Кресту. На Кресте произошло примирение Бога с человеком, исцеление греховного человеческого естества, восстановлен союз любви. На Кресте была попрана сила диавола. Крест Христов – это великое Таинство, и мы не может измерить, постичь умом его глубины. Взирая на Христа Распятого, скажем вместе с величайшим пророком Ветхого Завета Исаией: «Он изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились» (Ис.53,5).

Жертва Христова, Его спасительное Распятие – это призыв к новой обновлённой жизни, призыв к борьбе с грехом. Бог сделал шаг навстречу человеку, человек должен со своей стороны сделать ответный шаг навстречу зову Божественной любви. Крест Христов – это призыв к личному крестоношению, к активному противлению злу, которое коренится  внутри нас. Часто те нестроения и несогласия в обществе, в семье, в межличностном общении – это следствие коренящегося в нас зла.

Тот человек, который внимает Божественному призыву, несёт свой крест, борется с грехом – причисляется в своём самоотвержении подвигу Христа Спасителя. В Евангельском повествовании мы слышим слова, сказанные Христом Спасителем: «Возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк.8,34). «Кто не берёт креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10,38).

Что же это за крест, который мы должны нести? Это – мужественное и благодушное перенесение всех невзгод нашего жизненного пути: скорбей, бедствий, горя, страданий, преследующих человека с детства до самой смерти. Они не минуют ни  одного человека на земле. У каждого из нас  есть свой крест, который мы должны нести, хотим ли мы этого или не хотим. Никто не свободен от крестоношения. Благо тому, кто несёт свой крест радостно, достойно, с благодарным сердцем.

Мы должны быть учениками Христовыми не по имени только, но и по жизни. Например, посетила нас тяжёлая болезнь, или лишились мы родных, друзей, которых унесла неумолимая смерть, или кто-то нас оклеветал, или  приключилась ещё какая-либо скорбь, мы не должны унывать, падать духом, но всё терпеть и считать своё несчастье вполне заслуженным и даже малым по сравнению с тяжестью наших грехов.

Так ли мы поступаем в нашей жизни? Конечно, нет. Мы часто ропщем, унываем, жалуемся на тяжесть постигших нас испытаний.  Часто из наших уст слышатся слова: «Прогневался на меня Господь, оставил Он меня». Но Господь никого не оставляет, это мы своей греховностью удаляем благодать Его из своего сердца. Вот почему бывает трудно нести иго Христово. Путь в Царствие Божие тернист и труден.  Священное Писание говорит, что  «…многими скорбями  надлежит нам войти  в Царствие Божие». (Деян.14,22). Но безропотное перенесение трудностей жизни спасительно действует на нашу душу, очищает сердце и делает его способным к восприятию Божественной благодати.

Господь не требует от нас многого; Он ожидает от  нас не каких-то великих подвигов самопожертвования, но жизни, прожитой в постоянном сознании Его требований и нужд тех людей, которые окружают нас. Ведь в этой жизни блаженней давать, нежели получать. И вся жизнь христианина должна проходить в жертвенном служении ближнему; жить христианской жизнью – это значит не искать своего, но пользы другого(1Кор.10,24).

Поэтому в третье воскресенье Великого поста, когда уже половина пути нами пройдена, когда уже чувствуется усталость,  чтобы поддержать наши духовные силы, Церковь напоминает нам о Кресте Господнем и предлагает  поклониться  трудам и страданиям Господа, чтобы мы смогли успешно  довести труд поста до конца. Так  будем же уповать на милость Божию и, обращаясь, молиться Святому Кресту: «О, Пречестный  и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки».

Информация и фото: Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода Святителя Николая