Вера – это опыт общения с живым Богом

Общество

Что такое подлинная вера?

Это не просто слова, когда человек устами произносит: «Бог велик» или «Слава Богу», или вообще любит рассуждать о Боге, умеет красиво, возвышенно говорить о молитве, о духовной жизни. Вера – это не просто умственные убеждения, когда человек принимает истины веры. По слову святителя Филарета (Дроздова): «Вера начинается в разуме, хотя принадлежит сердцу».

Подлинная вера – это некий глубинный опыт, когда человек знает на деле, что Бог велик, что Ему все возможно, что Он любит человека и всем управляет в его жизни. Вера – это когда человек видит в своей повседневной жизни, как действует Бог.  И можно сказать, что вера по сути своей – это опыт общения с живым Богом.

Митрополит Афанасий Лимасольский говорит об этом так: «Вера – это не значит, что мы просто верим опыту апостолов, которые когда-то общались со Христом. Нет, вера – это наш личный опыт общения с Господом. Если этого опыта у нас нет, тогда наша вера несовершенна, она абстрактна. Это вера, которая основана просто на принятии определенных ценностей: «Я верю, что Бог существует, что Он сказал вот это, сделал это, жил в такие-то годы, совершал эти чудеса».  Вера должна перейти в опыт жизни в Боге, чтобы Бог стал для тебя реальным, тем, чем ты живешь, а не чем-то абстрактным или неопределенным». Ему вторит игумен Никон (Воробьев): «Мало веровать в Бога (и бесы веруют), а надо творить волю Его, надо предать себя Его Промыслу, надо отречься от своей, вернее отрекаться постоянно от своей воли, ради Божией воли, поступать по заповедям Божиим. А в нарушении каяться всегда, непрестанно, до самой смерти».

В нашей жизни могут случаться разные неожиданности, трудности, которые кажутся неразрешимыми. Например, случилось так, что мы потерпели какую-то обиду, явную несправедливость. Допустим, нам обещали что-то и не дали.  Или мы говорили с человеком по-доброму, а он нас оттолкнул. Или мы изо всех сил старались сделать свою работу хорошо, а ее не оценили должным образом. Еще бывает, нам кажется, что мы прекрасно умеем что-то делать, а нами пренебрегают, предпочитают нам кого-то другого.  И вот в таких ситуациях обнаруживается, какая у нас вера. Как мы реагируем: спокойно, с миром в душе? Или малодушничаем, приходим в смятение, огорчаемся, теряем мир?  От малодушия мы можем даже начать вести себя не по-евангельски, нарушать заповеди, якобы потому что нет другого выхода. Порой мы реагируем чисто по-человечески, забывая о нашей вере, о Евангелии. Начинаем себя отстаивать, объяснять, требовать справедливости, и все это с огорчением, обидой в душе.

Но можно любую ситуацию принять совсем иначе, с верой в Бога, предать все в Его руки, стараясь сохранить мир. Ведь именно для этого, чтобы укрепить нашу веру, Господь и подает нам такие неожиданные, непростые ситуации. Чаще говорите такие слова: «Буди воля Божия».  В эти слова погружайте свой ум и сердце. Если мы любой такой случай будем принимать с молитвой, мирно, кротко, не будем прибегать к спорам и требованиям и другим не евангельским средствам – то мы увидим, как Господь прекрасно все разрешит.  «Ведь Бог сотворил человека не для страданий, не для искушений, ни для тяжкого труда, но для того, чтобы даровать ему полноту божественного мира, привести его к обожению» (Архимандрит Эмилиан ( Вафидис).

Игумен Никон говорит: «Мы потому остро воспринимаем скорби, что почти не верим словам Евангелия. Готовы поверить всякому человеку, более или менее порядочному, а вот Господу не верим и не доверяем. Чтобы уверовать в Бога, уверовать в Сына Божия, пришедшего на землю во плоти для спасения рода человеческого, нужно прежде всего покаяние, нужно очистить свою жизнь от всяких мерзостей, всякой нечистоты. Должно стараться жить так, как учит Господь. Нужно немало внутренне потрудиться, чтобы получить живую веру в Господа и слова Его. Только при этой вере становится легко жить и переносить все тяготы жизни.  Укрепляется же вера человека через делание заповедей Божиих, искушения, сознание своей немощи и бессилия и получение помощи Божией, когда исчезает всякая надежда на помощь человеческую».

Преподобный Паисий Святогороец советовал: «Когда мы бываем обижены – да не прибегаем к человеческим средствам! Потерпи, не принимай никаких действий, и от всей души молись, да действует благодать Христова так, как Господь считает лучшим, как это выгоднее для твоей души. И тогда Христос будет действовать, и мы будем удивляться полному мудрости, любви и правды Промыслу Божьему». И действительно, когда мы вверяемся Богу, тогда Он все разрешает так, что мы удивляемся. Господь может восстановить справедливость самым мягким, деликатным способом, так что и следа не останется от обиды ни у нас, ни у другого человека, между нами будет полный мир.

В любой трудной ситуации будем верить, будем призывать Бога. И мы увидим, что Господь может все разрешить. И пусть любые обстоятельства будут для нас поводом показать Господу, что мы Ему доверяем, ищем и любим Его. Как призывает нас старец Эмилиан: «Будем подвизаться, чтобы наша жизнь стала жизнью по Богу. И пусть каждое наше движение, улыбка, взгляд, слово, любое наше действие будет отражением нашей веры православной».

Информацию предоставил редакционный совет прихода храма Святителя Николая по материалам бесед игумении Домники (Коробейниковой), настоятельницы Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря, книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Носители Духа».

Фото: ru.freepik.com