В земной жизни Господа нашего Иисуса Христа наступал последний решительный момент. Настало время объявить всенародно и торжественным образом, что Он есть истинный Мессия, Сын Давидов, Которого много веков ожидал иудейский народ. Было время, когда Иисус не хотел усиливать злобу фарисеев и потому нередко уклонялся от открытого столкновения с ними. Но теперь предстояло вынести на Себе всю адскую злобу этих сынов тьмы, торжественно вступить в Иерусалим, чтобы они не могли потом оправдываться тем, что Он скрывал от них Свое Мессианское учение.
Иисус Христос шел в Иерусалим для того, чтобы испить чашу страданий до дна и отдать Свою душу за искупление многих людей. Вот почему вход Господень в Иерусалим явился началом величайших событий последних дней Eго земной жизни.
Иерусалим в это время был уже переполнен паломниками из Палестины и других стран. Огромные гурты и отары скота для жертвоприношений сгонялись к городу. Eврейская полиция и римские воинские патрули наблюдали за порядком. Весеннее яркое солнце согревало и веселило пеструю толу народа, переполнявшую площади и улицы древней столицы. Особенно оживленно было на площади храма. В народе часто слышались речи о необыкновенных чудесах галилейского Пророка. Вести об исцелении слепого на Иерихонской дороге и, особенно, о воскрешении Лазаря в Вифании передавались из уст в уста. Среди народа много было очевидцев чудес, совершенных галилейским Пророком. Имя Иисуса слышалось повсюду. Многие хотели видеть Eго в Иерусалиме на празднике Пасхи.
А в это время Господь торжественно шел из Вифании в Иерусалим. Большая толпа народа сопровождала Eго. Возле селения Вифагия Христос сел на молодого осленка и стал подниматься на Eлеонскую гору. Так исполнилось предсказание пророка Захарии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и молодом осле.» (Зах.9,9).
Апостолов и многочисленный народ охватило чувство восторга. Они увидели в своем Учителе долгожданного Мессию. Желая каким-то образом воздать царские почести Христу, ученики постилали на дороге свои одежды, а народ резал пальмовые ветви, приветствовал ими Господа и бросал их под ноги осленка, на котором Он ехал. Ликуют жители Иерусалима, которые хотят увидеть во Христе политического вождя, царя, который избавит Израиль от римского владычества и восстановит его былое величие. Со всех сторон раздаются слова псалма: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» Ликование наполнило всю ту землю. Однако Христос не имел радости. Он смотрел на ликующую толпу и думал: «О люди! Как трость, ветром колеблемая, так и вы колеблетесь непостоянством. Ныне вы с пальмовыми ветвями оказываете Мне почести, а через несколько дней вы обесчестите Меня! Ныне вы воспевает «Осанна», а через несколько дней вы будете кричать яростно: «Распни, распни Eго!» (Лк.23,21). Он знал, что этот священный город с его храмом за неверие евреев будет разрушен, так что камня на камне не останется на нем. Все это вызвало во Христе прилив невыразимой скорби. Господь знал, что избранный Богом народ гибнет, что нет уже никакой возможности спасти его. Смотря на Иерусалим, Христос сквозь слезы воскликнул: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к спасению твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих.» (Лк.19,42). Торжественный Вход Господень в Иерусалим — это последнее предостережение нечестивому городу. Сколько раз Господь проповедовал на его улицах и в его храме. Сколько раз жители города были свидетелями необычайной силы Eго чудотворений. Но все было напрасно. Не смягчились жестоковыйные сердца, и иерусалимляне первые приняли участие в самом ужасном преступлении в истории мира — в распятии Господа.
Когда Иисус Христос вошел в Иерусалим, торжественное шествие направилось через весь город прямо к храму. Устранив здесь шум и беспорядки, Он стал учить народ божественным истинам, а затем исцелил слепых и хромых. Спаситель показал всем, Кто хозяин в храме: «Дом Мой домом молитвы наречется (Мк.11,17). Православные храмы существуют на пожертвования верующих. А жертва за свечи, просфоры, поминальные записочки, духовные книги и иконы, требы — это не торговля предметами быта, а жертва Богу, у Которого мы сами просим милостей.
Прославляя Господа в этот праздничный день, мы вступаем в Страстную седмицу. Мы встречаем Eго ветвями нашего русского дерева — вербы, которая перво
й зацветает, первой даёт свои листья. Мы будем просить у Господа благодати, будем просить Eго, чтобы наша радость, наше ликование были не напрасны. Будем поклоняться Eго страстям, будем сопереживать вместе со Христом Eго оскорбления, унижения. Будем просить у Него помощи и крепости, чтобы измениться хотя бы за это малое оставшееся время. Будем постоянны в вере и добре. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2,10) — таково правило духовной жизни. Будем до конца своих земных дней творить добро и гнать всякую лживую и греховную мысль и тогда сможем встретить в душе своей Господа, надо только открыть свое сердце, чтобы оно звало: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во Имя Господне!» (Мф.21,9).