Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Общество

Вербное воскресенье в 2024 году отмечается 28 апреля

Дата каждый год меняется в зависимости от дня празднования Пасхи. Вербное воскресенье отмечается за неделю до Пасхи, в 6-е воскресенье Великого поста.

Название праздника Вербное воскресенье произошло от обычая освящать в этот день в церкви ветки вербы. Они символизируют пальмовые ветви, которыми иудеи приветствовали Иисуса в Иерусалиме. Верба – первое растение, которое расцветает весной — олицетворяет пробуждение природы после зимы и возрождение новой жизни.

Перед началом Страстной седмицы, когда вместе с Церковью мы будем проживать последние дни земной жизни Спасителя, вспоминается мирное торжество – Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). В православных храмах верующие с ветвями цветущей вербы встречают Сына Божия, идущего на вольные страдания ради спасения всех людей. Три года служения, проповеди, исцелений страждущих от болезней позади. Христос неоднократно бывал в Иерусалиме и много совершил там чудес, но теперь Он идёт в великий город, чтобы завершить дело, для которого пришёл в мир, — Своей смертью освободить человека от власти греха.

Как же встретил Его Иерусалим в этот раз?  Одни радовались, снимали с себя верхнюю одежду, резали пальмовые ветви и постилали на Его пути, восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне!». Другие с укоризной указывали Ему на восклицавших и просили, чтобы Он запретил им.

Но кто особенно радовался при встрече Христа? Дети.  «Видев же первосвященники и книжники детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали» (Мф.21,15).

В наши дни освящение вербы, которое происходит в храмах в этот праздник, совершается в подражание жителям Иерусалима, тем самым детям, которые с радостью встречали Христа. Вспомним слова Спасителя: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф.18,3). Что же это значит? Неужели всем нам надо возвратиться в состояние детства и жить, как младенцы? Нет. Было бы неправильно прекратить умножение знаний и приобретение жизненного опыта. Стать как дети – значит вернуть в свою жизнь чистоту отношений, правильность мышления, отказаться от власти страстей, которые развиваются в нас с юношества, и от дурных привычек, которые приобретаем каждый день и которые мы оправдываем модой, стремлением к современности, духом времени.

Давайте взглянем на те качества детей, на приобретение которых указывает Господь. Первое – это детская вера. Дети, принимая наставления от родителей, верят каждому слову, так что едва ли можно разубедить их в том, что они слышали от родителей. Как дети верят словам родителей, так и мы должны верить в слово Евангелия. Как они доверяют своим родителям, так и мы должны доверять Богу. Но, к сожалению, мы уважаем более слово человеческое, нежели слово Божие, внимаем мудрости человеческой, нежели мудрости Христовой, более доверяем случаю и обстоятельствам, нежели Промыслу Божиему в судьбах людей.

Второе качество, присущее детям, — подражание. Дети, не имея собственного опыта, обыкновенно подражают другим, особенно родным и близким. Например, если молятся родители, молятся с ними и дети. Родители читают книги – пытаются читать их и дети. Дети стараются всё перенять у родителей — и речь, и действия. Нам Господь говорит: «Будьте милосердны, как Отец ваш милосерд» (Лк.6,36); «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5,48). Апостол Павел учит нас: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор.11,1).

Каждый человек в своей жизни кому-то подражает, но эта подражательность устремлена обычно на других людей. Мы подражаем известным актёрам, спортсменам, стараемся соответствовать «общечеловеческим ценностям», принимаем обычаи своего времени и моду. Однако всё это временное и не служит благу души. В погоне за «современным» мы отдаём все жизненные силы, но приходит старость или постигает болезнь, и мы видим, что всё это не нужно, ибо с собою мы это не возьмём в мир иной. И тут оказывается, что мы не знаем ни одной молитвы. Как мы обратимся к Богу в трудный час, если язык молитвы нам не знаком?

Третье свойство детей – любовь. Она раскрывается прежде, нежели дети начинают осознавать себя в этом мире. Первые, кого они любят, — это родители, и с годами любовь к ним усиливается. В объятиях родителей ребёнок находит успокоение и облегчение в болезнях. Без родителей детям скучно и грустно, а в кругу семьи им радостно. С родителями все испытания жизни кажутся лёгкими.

И в нашем сердце есть любовь, которой оно живёт. Но спросим своё сердце, кого оно любит более Творца или творение? Жизнь по духу или жизнь по плоти? Сердце наше затруднится ответить. Скажем за него. Чаще всего оно пребывает там, где его сокровище, то есть предметы его любви, или в почестях и богатстве, или в плотских наслаждениях и удовольствиях. А на самом деле сокровище наше там, где Бог: в храме, в молитве, в делах милосердия – вот где должно быть наше сердце и любовь.

Наконец, важное свойство детей – невинность. В чём она состоит? В том, что их душа чиста, совесть спокойна, язык прост и искренен. Дети не знают ни коварства, ни лести, не помышляют о зле и если что и делают плохое, то по незнанию.

Вот такие невинные, с сердцами, наполненные верой и любовью, иерусалимские дети побежали навстречу Христу, чтобы увидеть, как шествует Царь Славы. Тот, Кто исцелял больных, прощал грехи кающимся, воскресил умершего Лазаря. Они постилали пальмовые ветви и свои одежды, восклицая: «Осанна Сыну Давидову». Так они явили свою веру и любовь, делая это  с детской невинностью, без лукавства и лицемерия, в простоте души и сердца. И услышали из уст Христа похвалу и одобрение.

Глядя на этих детей, поразмышляем о себе, о своей жизни. Стремимся ли мы к чистоте сердца, избегаем ли лукавства и лицемерия, живём ли по вере, имеем ли любовь к Богу и ближнему? Ибо только об обладающих такими добродетелями сказано в Евангелии: «таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19,14).

Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая

Фото: vk.com