Военкор тоже солдат

Война. Победа. Память

Советский оператор документального кино Давид Михайлович Ибрагимов, еще в 1939-м окончивший курсы кинооператоров при ВГИКе, уже до войны много снимал авиацию и лётчиков, сам прошёл лётную подготовку. В самом начале войны он добивался отправки на фронт или в летное военное училище, но получил отказ. После этого с личной просьбой обратится в комитет по кинематографии СССР. И только в конце 1941 года его неожиданно вызвали в Москву, на Центральную студию документальных фильмов. Так началась биография военного кинооператора.

Ветераны Великой Отечественной войны. ст. Багаевская, 9 мая 1985 года

В феврале 1942-го его откомандировали в 4-ю резервную авиагруппу. Вот она — привычная работа, но только теперь в бою.

Крайний справа — кинооператор Давид Ибрагимов

Обычные кинокамеры, которые не подводили в полевых условиях, в воздухе не выдерживали нагрузок и ломались, поэтому Ибрагимова снабдили американской кинокамерой «Eyemo» («Аймо»), специально рассчитанной на проведение авиасъёмок.

Заслуженная артистка РСФСР Лидия Русланова с группой бойцов и командиров Красной армии у здания Рейхстага в Берлине. 13 мая 1945 год

Теперь Ибрагимов снимал не только боевые действия, но и жизнь лётчиков на земле. И все-таки главной темой оставались мастерство, мужество и отвага лётчиков в боях. На чем он только не летал! Бомбардировщики, штурмовики — обычно он занимал место башенного стрелка, поэтому, при необходимости, камеру приходилось откладывать и браться за пулемёт. Вот тебе и фронтовой кинооператор.

За фильм «Боевые дни Н-ской авиачасти», который появился на экранах страны в августе 1942го, оператора удостоили звания лауреата Сталинской премии 2 степени. Удивительный и беспощадный фильм, в котором всё правда, всё по-настоящему. И сюжет, казалось бы, прост, но эпизод, где был показан воздушный бой двенадцати немецких истребителей с девятью советскими бомбардировщиками в сопровождении всего трёх наших истребителей, стал уникальным кинодокументом. Дело в том, что в одном из истребителей находился сам Ибрагимов. А значит, он снимал то, что снять еще никому не удавалось. Эти кадры потом облетят весь мир, когда трассирующие пули вылетают как будто прямо из камеры, растворяются в воздухе и вдруг сходятся на «мессершмитте».

Съёмки воздушных боёв Ибрагимов вел с первых до последних дней Сталинградской битвы. Затем в составе 96-го авиаполка 16-й воздушной армии снимал Курскую битву, освобождение Украины, Белоруссии, стран Восточной Eвропы. Примечательно, что именно Ибрагимову было доверено запечатлеть подписание акта о капитуляции Японии 2 сентября 1945 года.

Материалы, отснятые им, вошли в кинолетопись Великой Отечественной и использовались при создании десятков документальных фильмов о войне. А еще — его коллеги по цеху могли похвастаться такими наградами, каких был удостоен Давид Михайлович — орденов Красного Знамени и Отечественной войны обеих степеней, медалей «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», «За победу над Японией».

После войны Ибрагимов вернулся на Родину и продолжил на Нижне-Волжской студии кинохроники в Саратове снимать кино, но теперь уже про мирную жизнь.

Источник: https://fotostrana.ru/public/post/235888/1614978980/

Победа РФ