ВРЕМЯ ЖИТЬ ПОСТОМ И МОЛИТВОЙ

Общество

Вот и Великий пост наступил, который продлится до 4 мая. Семь недель святого поста, стоящие преддверием великого праздника Светлого Христова Воскресения, по учению святых учителей Церкви, лестница, по которой христиане должны восходит к духовным совершенствам.  Каков же должен быть наш пост, чтобы он был угоден Богу и спасителен для нас? Как не потерять, не погубить эти великие и святые дни, эту десятую часть нашего времени, которую Святая Церковь выделила для нашего спасения?

     Пост установлен Самим Господом Богом ещё на заре человечества. Ещё в раю Господь заповедал первым людям не вкушать от дерева познания добра и зла (Быт.2,17). Вот эта заповедь и есть узаконение поста и воздержания. Через невоздержание первых людей в мир вошла смерть человека, тогда плоть возобладала над духом, и человек был изгнан из рая. Вернуть утраченную силу духа и снова возвести человека в рай без поста и покаяния невозможно.

     По словам преподобного аввы Дорофея, Великий пост – это десятина времени целого года, которую христианин должен отдавать Богу. Когда человек во время Великого поста ограничивает себя не только приёмом определённого рода пищи, но и старается оградить себя от грехов, нередко вошедших в привычку, тогда душа его радуется вместе с Ангелами.

     Но время Великого поста многими из нас воспринимается как время тяжёлое, унылое. Некоторые в глубине души считают, что пост — бремя, с трудом переживаемое и ненужное.  Некоторые рассуждают, что мы живём не в монастыре и не в прежние времена, когда легче было соблюдать посты. В наших же условиях пост не так уж и обязателен и возможен. А некоторые говорят: «Не то оскверняет, что входит в уста человека». Конечно. Только забывают они, что безгрешный Иисус Христос постился сорок дней, прежде чем прийти и явиться миру. В силу таких рассуждений пост или совсем не выполняется, или выполняется со всякими отговорками, сетованиями и ограничениями. На душу многих из нас действует первая, четвёртая и Страстная седмицы, стыдя, устрашая и увлекая нас своим высоким и спасительным содержанием. И в эти седмицы мы ещё берём себя в руки: и постимся, и говеем, и в храм ходим.

     В другие же седмицы мы с лёгким сердцем всё себе позволяем, не утруждая себя ни молитвой, ни постом. Всё это происходит не только потому, что ослаб наш дух и наша вера (и это одна из главных причин), но и потому, что у нас нет правильного понимания поста. Мы руководствуемся своим искажённым, уродливым, обыденным взглядом на пост, а не взглядом церковным.

      Человеческая сущность, повреждённая грехом, очищается только покаянием, слезами и молитвой, но покаяние без поста недействительно. Святитель Василий Великий призывает нас: «Будем поститься, чтобы снова войти в рай, спастись. Постом оправдайся перед Богом». В тоже время покаяние не может быть без истинной молитвы. Ведь молитва, по словам святых отцов, является главной, «царицей» всех добродетелей.  Однако же сила благодатного воздействия молитвы на душу человека только тогда велика, когда она соединяется с благоразумным постом и воздержанием, ибо пост для молитвы то же, что крылья для птицы. Таким образом, пост, покаяние и молитва неразрывно связаны между собой. И без поста не может быть истинного покаяния и спасительной молитвы, а без покаяния и молитвы спастись невозможно. Покаяние – это жизненный путь человека-христианина. Великим постом святые отцы советуют выделить один или два самых грозных, обуревающих   нашу душу грехов. Святитель Феофан Затворник советует: «Найдите главную страсть своей души и против неё, вместе со своим духовником, положите главное тщание, чтобы как можно больше выполоть сорняков, терний этой страсти из нашей души».

     Грех, исходя из сердца человека, действует в его теле и проявляется в чувственных желаниях. Эти желания расслабляют душу христианина и как бы стремятся руководить его жизнедеятельностью.  Враг рода человеческого старается через тело отвратить человека от пути спасения. Если человек не борется с похотями своего тела, то оказывается бессильным в духовной борьбе. Святитель Василий Великий так говорит о зловредности этого влияния плоти: «Из грубой пищи (мясной, рыбной) наподобие густого облака выходят как бы дымные испарения и преграждают путь озарениям Святого Духа, осиявающим ум».  Поэтому каждому христианину необходимо так строить свою жизнь, чтобы плоть была в постоянном послушании духу, а в этом ему поможет пост и воздержание. Разъясняя, что нарушение поста послужило первому человеку в осуждение, святитель затем говорит, как пост послужил людям в оправдание. Все святые соблюдали пост…

     Однако сам пост, если он ограничивается только переменой пищи и пития, не может привести человека к миру и спасению.  Подвиг поста совершается с целью ослабления греховных движений плоти и укрепления душевных сил.  Нет никакой пользы от поста телесного, «когда душа наполнена тысячами зол».  А поэтому неправильно, если бы смысл поста мы бы ограничивали только воздержанием от пищи, только телесным постом, и оставляли при этом без внимания пост духовный.  Ведь «истинный пост есть устранение от злых дел» (св. Василий Великий). Человека оправдывает не пост сам по себе, но та перемена, которая во время поста происходит в человеке. Пост телесный не может быть самоцелью – это только средство в борьбе с грехом, средство к посту духовному. Главное – то молитвенное, покаянное, смиренное состояние души, какое приобретает и имеет христианин во время поста.  Только духовный пост является средством к «стяжанию благодати Святого Духа», — говорит прп. Серафим Саровский, а тем самым и спасения.  Телесное воздержание необходимо соединять с воздержанием духовным. Искоренять все страсти, а именно: гордость, превозношение, осуждение, гнев, раздражительность, зависть, недоброжелательность, властолюбие, честолюбие, тщеславие, стяжательность.  Только истинный духовный пост является началом покаяния и сильным средством в борьбе с грехом.  Святитель Тихон Задонский в своём «Сокровище духовном» пишет, «что истинный и прямой пост есть воздержание от всякого зла. Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то постись телесно, постись и душевно».

     Благоразумное прохождение подвига поста делает человека даже с внешней стороны близким к ангелам по образу и святым по жизни. «У постящегося, — говорит святитель Василий Великий, — и цвет лица почтенный, он не переходит в бесстыдную багровость, но украшен целомудренной бледностью; взор у него кроткий, походка степенная, лицо осмысленное, не обезображиваемое неумеренным смехом; у него мерность в речи, чистота в сердце».

     Сколько поучительного, спасительного предлагает нам в Великий пост Святая Церковь. Великое благо тому, кто усердно ходит в храм Божий и внимательно слушает, что там поют, читают. Какая грешная душа не будет растрогана наставлениями Матери-Церкви, не поспешит в Великий пост принести сердечное раскаяние в грехах и причаститься Святых Животворящих Таин, Тела и Крови Христовых?

     Поэтому, если мы всей душой и сердцем воспримем мудрые и спасительные наставления о посте Святой Православной Церкви и святых отцов её и будем послушны им, то уподобимся мудрым девам (МФ.25,4), своевременно заготовившим елей (то есть добрые дела) в сосудах своих для достойной встречи  грядущего Жениха – Господа нашего Иисуса Христа.

Редакционный совет Багаевского благочиния,прихода храма Святителя Николая