ВУЗы РФ переходят на новую модель высшего образования

Общество

Магистры и бакалавры больше не нужны: ВУЗы РФ переходят на новую модель высшего образования с 1 сентября 2026 года

Переход связан с тем, что за 4 года ВУЗы не успевают подготовить квалифицированного работника. Бакалавриат заменят на два уровня: базовое (4–6 лет) и специализированное (1–3 года) высшее образование. Магистратура сохранится, но изменится, а аспирантура остаётся в своём неизменном виде.

При этом стоит отметить, что сроки обучения для студентов медицинских направлений останутся прежними. Дипломы нынешних бакалавров также будут действительны. Представители Министерства науки и высшего образования подчеркнули, что переход к новой системе будет происходить постепенно, поэтому студенты, которые уже обучаются по старой программе, смогут завершить её.

В декабре 2024 года глава Минобрнауки Валерий Фальков объявил, что 2025 год станет годом активной работы по внедрению новой модели высшего образования в России. Ранее он также сообщал, что с этого года в стране будет упразднено понятие «бакалавр».

По словам председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова, отмена бакалавриата позволит вернуться к советской системе образования. Однако в беседе с изданием «NEWS.ru» он подчеркнул, что основное внимание следует уделять не названию конкретной ступени образования, а знаниям, которые получают студенты.

«Без Болонской системы, но с патриотами»: В России предложили «уникальную» систему образования.

«Мы всегда были противниками того, чтобы Россия присоединялась к Болонскому процессу в обязательном порядке. Мы признаем, что у Болонской декларации есть свои преимущества. Например, она признает образование общественным благом, а не просто услугой. Также Болонская декларация предполагает автономию вузов. Однако, с нашей точки зрения, бакалаврское образование гораздо менее качественное, чем образование специалиста. Бакалавр получает на 40% меньше специальных занятий, чем специалист. Бакалавр — это широкое, но поверхностное образование, поэтому уровень его подготовки значительно ниже», — объяснил депутат Госдумы Олег Смолин.

Первый зампред комитета Госдумы по культуре VIII созыва Александр Шолохов также усомнился в эффективности Болонской системы высшего образования.

«Я уверен, что наша традиционная система образования была ничуть не хуже Болонской. Более того, ряд стран, например, Финляндия, позаимствовали её у нас. А мы в этот момент, решив, что всё, что у нас было, было плохо, искали, чем бы это заменить», — подчеркнул он.

Фото: nsn.fm