ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДА

Общество

Празднование Пресвятой Богородице в честь Её иконы, именуемой «Казанская», установлено в благодарность за избавление Москвы и всея России от нашествия поляков в 1612 году. Мы чтим святой Образ Божией Матери «Казанский» и особо обращаемся к нему в этот замечательный День народного единства. Именно праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября по новому стилю) был избран в качестве государственного праздника, Дня народного единства.

     Явленная при первом русском царе Иоанне Грозном, Казанская икона Божией Матери стала заступницей Руси в страшные дни великой Смуты. В дни, когда иноверцы поляки, литовцы и шведы шли на Москву. Шведы наступали с Севера, поляки и литовцы с Запада, а внутри государства не было единства и согласия между разными сословиями. Смута была внутри Русского государства. Многие бояре предавали свою Родину и торговали Русской землёй, вступали в сговор с врагами. Один «лжедмитрий» сменял другого. И Русь стояла у края пропасти, на грани своего исторического небытия. Но Господь  и Пречистая Божия Матерь не оставили в беде нашу Россию и православный народ. Раздался голос великого молитвенника и страдальца за землю Русскую, за веру Православную – голос священномученика Патриарха Гермогена. Голос его доходил до сердца русского народа. И покаялся русский народ и встал как один на защиту своего Отечества, Дома Пресвятой Богородицы.

     Во главе с Казанской иконой Божией Матери двинулось из Нижнего Новгорода на Москву мощное народное ополчение, которое возглавили русские мужи –  купец Кузьма Минин и  князь Дмитрий Пожарский. Тогда, в XVII веке, люди разных национальностей и сословий объединились для того, чтобы освободить Отечество от иноземных захватчиков. Знаменем этого единства стал Казанский образ Пресвятой Богородицы.  Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трёхдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения пришла весть, что ему  в видении было открыто о перемене суда Божия на милость по заступничеству Пресвятой Богородицы. Воодушевлённые известием, русские войска 4 ноября 1612 года освободили Москву от польских захватчиков.  Господь и Сама Пречистая спасли Россию  – благословенный удел Пресвятой Богородицы. Вновь покаявшаяся Русь стала свободной во Христе. И вышла на свою историческую дорогу, которую ей от Днепровской купели указал Сам Господь. Празднование это в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы было установлено в 1648 году.

     Воистину благословенна ты, Святая Русь! Много испытаний пережил русский народ, может быть, больше, чем выпадало на долю какого-либо другого народа. Но в самые печальные годины, во всей нашей многострадальной истории ярко прослеживается дивный Промысел Божий о нашем Отечестве. Сокрушённые, истерзанные, униженные внешними врагами, наши  предки крепко надеялись на помощь Божию, на покров Царицы Небесной, и упование не посрамило их. «Помощь моя  от Господа, сотворившаго Небо и землю» (Пс.120,2) — так восклицали они, избавившись заступлением Божией Матери от нашествия Тамерлана. Испытав на себе дивные  проявления небесного покровительства, наши предки заповедали нам: «Да не забудут люди дел Божиих». Пусть же благодарные потомки воздвигают памятники и достойно прославляют великих мужей, трудившихся для блага народа своего, но бесконечно дороже нам – дела Божии!

     Древняя Русь недаром именовалась Домом Пресвятой Богородицы. Если вспомнить времена древнейшей Руси, то мы найдём там примеры покровительства Божией Матери нашему Отечеству. Времена Андрея Боголюбского, страшные нашествия Тамерлана и других завоевателей неумолчно говорят нам об этом.  По молитвам пред Владимирской чудотворной иконой Богоматри Москва была спасена от татарского нашествия. Заступничеством  Божией Матери, по молитвам пред Её Тихвинской иконой, избавлен был от нашествия шведов Тихвинский монастырь и отвращена опасность дальнейшего продвижения неприятеля вглубь России. Подобную победительную помощь Матерь Божия много раз оказывала нашей Родине, святой Руси, и её православному народу.  В этих случаях Пресвятая Богородица являет Себя в полном смысле победоносной Воеводой. К числу бесчисленных наименований, произносимых Церковью в похвалу Богоматери, относится и наименование «Взбранная Воевода». В точном переводе с греческого языка «взбранная» значит «бранно подвизающаяся». Так перевёл это слово на русский язык митрополит Московский Филарет (Дроздов). Так Она названа потому, что победительно помогала и помогает православным христианам в брани с неприятелями. Впервые Богородица названа «Взбранною Воеводою» в акафисте, составленном в честь Её в  VII веке, при императоре Ираклии, в благодарность за избавление от врагов, осадивших Константинополь с моря и суши. «Взбранной Воеводе победительная…восписуем Ти рабы Твои, Богородице…», — начинается известный акафист, написанный Церковью.

     Святитель Димитрий Ростовский в «Слове на день явления иконы Божией Матери в Казани» говорит: «Избавляет Мати Божия от великих бед и зол не только праведных, но и грешных. Но которых грешных?  Тех, которые возвращаются к Отцу Небесном, как блудный сын; воздыхают «биюще перси свои», как мытарь; плачут у ног Христовых, как грешница, омочившая ноги Его слезами, исповедование Ему принося, как разбойник на кресте». На таких грешников Пречистая Божия Матерь призирает, и ускоряет помощь им, «и от великих бед и зол избавляет».

     Но уповая на Её помощь, мы сами должны напрягать наши силы для победы над искушениями, над грехом, потому что помощь даётся только трудящимся, а не ленивым. Только при этом условии мы можем надеяться одержать победу над врагами нашего спасения под знаменем Взбранной Воеводы.

     И храня единство в нашем обществе, храня единство в нашем государстве, мы должны хранить также  единство и с Богом, с Его заповедями. Как только русский народ обращается к Богу, он обретает единство и ему не страшны никакие враги.  И тогда наше единство будет по-настоящему крепкой защитой и для каждого из нас, и для нашего Отечества. Наша сила в единстве.

Редакционный совет Багаевского благочиния,прихода храма Святителя Николая