Я могу назвать себя кукольником

Общество

В библиотеке имени В.М. Шукшина в рамках заседания «Клуба Мастеров» состоялась встреча с жительницей Багаевского района, мастером авторской куклы Анжеллой Пашкевич. Она представила презентацию творческой галереи «Куклы бывают разные».

Куклы Анжеллы Пашкевич поражают красотой, необычностью, продуманностью мелких деталей: обуви на кожаной подошве, нижнего белья, соответствующего той эпохе, которую представляет кукла, нижних подъюбников, расшитых вручную, верхнего платья со сложным узором из бисера.

Анжелла рассказала о видах кукол: обережная, кукла-лихоманка, куклатролль, в исторических костюмах и на каркасе, будуарные и фарфоровые…

Участники клуба и гости мероприятия узнали интересную историю о том, что обережные куклы делали мужья для своих жён, которые должны были вскоре родить. Такую же куклу женщины клали в колыбель уже родившемуся ребёнку. Куклы-обереги дарились также молодожёнам на свадьбу.

Не менее интересный рассказ Анжеллы был о куклах-лихоманках. Они оберегали от высокой температуры заболевшего, от страшных недугов. Такие куклы вешали над кроватью — 13 штук. Самое интересное, что у кукол не было лица, которое не прорисовывалось для того, чтобы не сглазили.

Куклы-тильды. У них тоже нет лица, и, как правило, их изготавливают в ретро-костюмах. Куклы-тильды бывают как декоративные, так и функциональные. Например, за ее спиной могут находиться ватные диски, а спереди — ватные палочки.

Очаровательны куклы-тролльки имеют большую историю. Живут, по поверьям, тролли в лесу под большими деревьями, у них есть корзинка с клубком ниток, и когда они его разматывают, деткам снятся хорошие сны.

В куклах, по словам Анжеллы, бывает собрано много разных техник. К примеру, кукла «Настенька» шарнирная — ее можно посадить, повернуть ей голову и т.д. Настенька — собирательный образ, и самое интересное у неё — национальный костюм. На Руси бельё всегда было белого цвета. Вышивка подъюбника куклы так и называется: «белая гладь» (царские рубашки по низу и по швам расшивались бисером, и это тоже обережная вышивка, т.е. всё продумано до мельчайших деталей, ничего не шилось «просто так»). Платье у куклы — «косоклинка», состоит из 6 клиньев. Раньше такие сарафаны расшивались речным жемчугом, которого на Дону было очень много. Кокошники были разных форм, каждый имел своё значение, расшивался жемчугом.

Интересное направление на этапе создания авторской куклы — исторический костюм. Кукла Владлена — путешественница. Костюм на ней съёмный полностью, сшит по всем правилам и соответствует своей эпохе — панталончики, корсет. Волосы изготовлены из ниток, т.е. укладку можно распустить и сделать новую причёску.

Eсть ещё одна разновидность кукол — на каркасе. Анжелла представила Деда Мороза. Eго можно посадить, повернуть или наклонить его голову. Борода выполнена из мягкой шерсти козы, которая на ощупь очень приятная.

Eщё одно интересное направление — будуарные куклы, у нашей землячки это «Наездница Лана». В давние времена эти куклы размещались в комнатах благородных девиц, они назывались «куклы-маротте». Eсли барышня в те времена хотела привлечь к себе внимание молодого человека, она на полочке крутила куклу, вращала её.

А какова красавица кукла «Кармен»! Волосы у нее натуральные — из шерсти козы, платье выполнено из настоящего красного шёлка, а неглиже куклы — выше всяких похвал! Детали невероятно филигранно исполнены. «Кармен» исполнена в технике «запечённый пластик». Сначала «лепится» лицо, самое трудоёмкое — руки, фаланги пальцев, вся кисть руки.

О фарфоровых куклах участники мероприятия также узнали много интересного. Прежде всего, что это самая дорогая и сложная, трудоёмкая работа. Анжелла рассказала, что заготовки она заказывает на фабрике в Краснодаре. Одежда расписывалась пастелью, которая в отличие от акрила более лёгкая, а когда разрисовывается лицо — получается более живой и светлый взгляд. Наряд шьётся, как правило, под куклу. Бывает, по словам дончанки, что куклы капризничают, одежда «не садится», и тогда путём проб и ошибок выбирается тот самый идеальный наряд.

Анжелла рассказала о творческих планах, работе над серией «Странная Ростовская зима».

В завершение мероприятия специалисты библиот
еки провели обзор литературы, представленной на книжной выставке, а участники и гости мероприятия делали селфи с куклами.

Анжелла — участник многочисленных выставок и конкурсов: ежегодный конкурс «Кукла Дона, «Салон Авторских кукол» на Тишинке в Москве, выставка «Я Фанни Фельдман» в Таганроге, Арт-Ростов, выставка в Каменск-Шахтинске и Анапе.

— Чем для вас являются куклы? — спросили мы у мастера.

— Что для меня куклы? Сказать, что все? Наверное, это не совсем так, но все-таки многое! Сейчас я продолжаю их создавать, — рассказывает Анжелла. — Eсли ты однажды окунулся в мир кукол, навсегда останешься там. Они тебя не отпустят.

В ее жизни присутствуют куклы из детства. Она приводит их в порядок, одевает, и они пополняют мини-музей «Мое советское детство». Это еще одно из направлений ее деятельности, приносящее мастеру удовлетворение и радость.

— А иногда и возможность иметь то, чего не было в детстве. Это сохранение истории кукольного производства в Советском Союзе, ведь очень многих уже просто нет, а кукла есть и живет, — поясняет Анжелла. — Авторская кукла — это огромный мир. Мир разносторонний и непохожий. Каждая кукла уникальна и неповторима. Я могу назвать себя кукольником!