«Я самому себе кажусь моложе…»

Литературная гостиная

К 135-летию со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака

Многим Самуил Яковлевич Маршак известен благодаря его детским книгам. Но не все знают, что он писал великолепные стихи, занимался переводами зарубежной литературы, выступал в роли критика, был опытным и талантливым драматургом.

Родился 3 ноября (22 октября) 1887 г. Раннее детство и школьные годы провёл в Острогожске под Воронежем. Когда отец нашел работу в Петербурге, семья, кроме Самуила и младшего брата, переехала к нему. В один из его приездов к родителям (летом 1902 г.) познакомился с известным критиком Владимиром Стасовым, который помог перевестись в петербургскую гимназию и ввел к себе в дом, где бывали знаменитые писатели, художники, композиторы, ученые. В 1907 году начал публиковаться в альманахах, журнале «Сатирикон» и других изданиях. Говорил, что «сочинять стихи я начал еще до того, как научился писать». Через пять лет с женой уехал в Англию, окончил факультет искусств Лондонского университета. Вернувшись в Россию, переехал в Eкатеринодар (Краснодар), где заведовал в облотделе народного образования секцией детских домов и колоний. В 1920-м организовал один из первых детских театров, который вскоре превратился в «Детский городок» со своим детским садом, школой, библиотекой, кружками и мастерскими. В 1922 г. напечатан сборник «Театр для детей». С тех пор Маршак и начал писать для детей. В 1923-м вернулся в Петроград, работал в Театре юного зрителя.

Первые его книжки — «Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке» (1923). Тогда же он создал новый тип детской книги — книжки-картинки «Цирк», «Мороженое», «Багаж», «Детки в клетке». Самуил Яковлевич учил читателей видеть необычное в обычном, наблюдать и запоминать прочитанное. С его именем связан расцвет детской литературы в 20-30-х годах.

С 1924-го руководил детским отделом ДетГИЗа. С О.И. Капицей организовал студию детских писателей. Работа занимала много времени, но Маршак находил возможность писать. У него был талант сатирика, и первые стихи в журнале «Сатирикон» были сатирические. Потом появились и лирические, среди довоенных наиболее известны «Мистер Твистер» (1933) и «Рассказ о неизвестном герое» (1938).

В произведениях, написанных в военные и послевоенные годы, лирическое начало соединилось с сатирическим. Одно из лучших стихотворений тех лет — «Почта военная» (1944). Вместе с балладой «Голуби» и «Балладой о памятнике» они образуют своеобразную трилогию для маленьких читателей. Продолжением этой линии в творчестве стали «Короткая повесть» и баллада «Ледяной остров».

По своим темам и жанрам послевоенное творчество Маршака очень разностороннее: разговор с читателями о времени, Родине, ремесле, людях труда. Отличительная особенность — сочетание философского начала и лирической тональности. Высокие гражданские чувства, свойственные поэзии Маршака, привели его к сотрудничеству с композитором С. Прокофьевым, так появилась оратория «На страже мира», хоровая сюита «Зимний костер».

В 1947 году он написал «Разноцветную книгу» и «Быль-небылица», воспоминания в стихах «Времена и люди», в 1948-м — книгу стихов «Круглый год», а спустя несколько лет — поэтическую энциклопедию «Веселое путешествие от А до Я», пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» и «Горя бояться — счастья не видать», пьесу-притчу «Умные вещи», а также переработал «Кошкин дом».

Маршак стремился сделать свои пьесы понятными для самых маленьких зрителей. Поэтому в каждой — фигура рассказчика, который помогал понять происходящее, вел зрителей за собой. Только в «Двенадцать месяцев» он отошел от этого принципа. Следуя народной традиции, он делил героев на положительных и отрицательных, давал точные психологические характеристики.

В 1950-х годах путешествовал по Англии, переводил сонеты У. Шекспира, стихи Р. Киплинга, Д. Байрона, произведения А. Милна и Д. Родари. Когда литератор заболел, творческую деятельность все-таки продолжал. В 1963 году вышла последняя книга «Избранная лирика», а в 1964-м Маршака не стало.

В конце 70-х годов вышло 8 томов собрания его сочинений, книги воспоминаний: «Я думал, чувствовал, я жил» и «Жизнь и творчество Маршака». Все произведения продолжают переиздаваться и в наши дни.

Творчество Самуила Яковлевича — яркий пример передачи читателям богатства поэтической культуры. Eго наследие сыграло большую роль в воспитании многих поколений.