Минтранс предлагает ввести санкции за превышение средней скорости движения, в Госдуме считают меру излишней. Однако Министерство транспорта доработало и готовит к согласованию проект изменений в Правила дорожного движения, запрещающих превышать среднюю скорость движения между несколькими камерами.
Необходимость прописать в ПДД норму, обязывающую водителей не превышать среднюю скорость движения, в Министерстве транспорта поясняют желанием побороть практику нарушения скоростного режима, которая приводит к росту количества дорожно-транспортных происшествий. Существующий сегодня точечный контроль мгновенной скорости, считают в ведомстве, не позволяет исключить правонарушения на протяженных участках автодорог.
Нередко водители специально притормаживают в зоне действия камеры фотовидеофиксации, а потом разгоняются, выходят за пределы допустимых скоростных лимитов. Поэтому Минтранс предлагает ввести термин «средняя скорость» и запретить ее превышать.
Напомним, ранее предлагалось запретить движение со скоростью и со средней скоростью, превышающей значение, указанное на знаке «Ограничение максимальной скорости». Но от этого уточнения в ведомстве отказались.
Документ поддержали ряд регионов, в том числе Московская область, Татарстан, Дагестан, Краснодарский и Хабаровский края, а также Минэкономики и Минэкономразвития. В настоящее время Минтранс готовит документ к межведомственному согласованию. Срок вступления документа в силу — 1 сентября 2024 года.
Напомним, что в 2021 году ГИБДД прекратила штрафовать за превышение средней скорости, рассчитанной по времени, потраченному на путь между камерами. В Верховном суде тогда указали, что нельзя определить участок дороги между камерами, а не конкретное местоположение в качестве места совершения нарушения. Юристы подчеркивали, что в ПДД нет термина «средняя скорость» и, соответственно, запрета ее нарушать.
В экспертной среде не разделяют оптимизма Минтранса по поводу преимуществ возвращения «средней скорости». Как пояснил «Парламентской газете» автоэксперт, член общественного совета ГУ МВД Петр Шкуматов, до сих пор не решена основная проблема определения средней скорости. «Как доказывать водителю невиновность, если часы сбились? Никакой методики доказывания невиновности, никакой методики проверки достоверности времени на двух камерах нет. Ведь сколько было жалоб в соцсетях, когда за среднюю скорость штрафовали. Человек ехал с нормальной скоростью, не превышал, и тут ему приходит штраф за нарушение средней скорости. Скорее всего, сбились часы на камере, но доказать это невозможно», — отметил эксперт.
В Госдуме убеждены, что принимать документ в таком виде преждевременно.
За что штрафуют водителей
В нынешнем году за превышение скорости могут оштрафовать на 500 рублей либо лишить прав на 4-6 месяцев, а за игнорирование требований знаков или дорожной разметки лихачи могут потерять права уже на один год.
За нарушение правил остановки или стоянки санкция составляет от 500 до 5 тысяч рублей, а за езду по встречной полосе, обочине, тротуару и велодорожке — от 1 тысячи рублей до лишения прав на год.
От 500-800 рублей — за езду без страховки ОСАГО, тысячу рублей взыскивают с тех, кто проезжает на запрещающий сигнал светофора и 500 рублей удерживают за запрещенную тонировку.
При этом езду в нетрезвом виде в ГИБДД оценивают в 30 тысяч рублей с лишением прав на полтора-два года, а нечитаемые номерные знаки или их отсутствие тянет на пятисотрублевый штраф, но можно и лишиться прав на год.
Пользователей мобильных телефоном за рулем сегодня карают штрафом в 1,5 тысячи рублей, а за езду без прав можно лишиться 5 тысяч рублей, в худшем случае быть арестованным на 15 суток. За управление автомобилем без документов на машину можно нарваться на предупреждение, но если не в первый раз, то светит штраф 3 тысячи рублей. Если автомобиль не зарегистрирован, то придется заплатить еще 500 рублей штрафа либо лишиться прав на 1-3 месяца.
По данным автоэкспертов, в 2024 году в России планируют ввести новые штрафы за нарушение ПДД. Изменения коснутся не только автомобилистов, но и пользователей электросамокатов, гироскутеров и других средств индивидуальной мобильности.
По материалам «Парламентской газеты»
Фото: ПГ