Забытый классик

Общество

23 марта исполняется 200 лет со дня рождения русского прозаика, драматурга Алексея Писемского. Произведения писателя не входят в школьную программу, хотя и в наше время найдутся поклонники его творчества. В XIX веке Писемский входил в когорту лучших представителей русской литературы.

Будущий писатель появился на свет в селе Раменье Костромской губернии, принадлежал к старинному обедневшему дворянскому роду. С 1834 по 1840 годы учился в гимназии, по окончании которой поступил в Московский университет на математическое отделение философского факультета. Окончив в 1844-м университет, поступил на службу в костромскую палату. Служебные поездки дали писателю богатый материал для творчества. В 1848 году Писемский дебютировал с рассказом «Нина», а через два года в журнале «Москвитянин» вышла повесть «Тюфяк», которая принесла начинающему прозаику громкую известность.

Уже первые повести поставили его в один ряд с лучшими писателями того времени. В 1853 году изданы «Повести и рассказы» в трех томах, куда вошли «Комик», «Брак по страсти», «Ипохондрик» и др. В редакции

«Москвитянин» опубликован первый рассказ из серии «Очерки из крестьянского быта» — «Питерщик», затем последовали «Леший» (1853) и «Плотничья артель» (1855), позже — «Старая барыня» и «Батька» (1862).

В 1856 году морским министерством была организована экспедиция на берега Каспийского моря с целью исследования быта населения, занимающегося рыболовством. Писемский 8 месяцев находился в литературно-этнографической экспедиции, а вернувшись, напечатал очерки «Астрахань», «Бирючья коса», «Баку», «Тюк-Караганский полуостров и Тюленьи острова». Через два года после «Очерков.» в «Отечественных записках» вышел роман «Тысяча душ» — одно из главных произведений писателя.

По мнению критиков, роман предвосхитил идею «Преступления и наказания», открыл «в русской литературе галерею героев, перешагивающих через собственную совесть, совершающих изначальное зло ради будущего добра».

Основные черты характера Писемского — правдивость и искренность — стали достоинством его дарования. Любовь писателя к родной земле, ко всему русскому неизменно отражалась в его произведениях. В изображении русского мужика, передаче народной речи Писемский никем ни раньше, ни позже превзойден не был. Писатель был далек от идеализации народа, он описывал конфликтные ситуации между помещиком и мужиком, самими мужиками.

Важное место в творчестве заняла пьеса «Горькая судьбина» (1859), за которую он в 1860-м получил премию Академии наук. В этом же году он стал ответственным редактором «Библиотеки для чтения». Выступал с рядом фельетонов, направленных против революционно-демократической журналистики («Искры» и «Современника»). Редакторы «Искры» вызвали Писемского на дуэль, которая, к счастью, не состоялась.

В 1863 году опубликовал в «Русском вестнике» роман «Взбаламученное море», единодушно осужденный демократической критикой. А в 1860-1870-е утратил свое влияние в литературе, хотя продолжал интенсивно работать. В эти годы он написал драмы и романы: «Былые соколы» (1864), «Птенцы последнего слета» (1865), «Хищник» (1873), «Просвещенное время» (1875) и др. В 1877-м вышел роман «Мещане», вызвавший много отзывов в печати, высоко оцененный Тургеневым.

Публикация последнего романа «Масоны» закончилась в конце 1880 года в журнале «Огонек» за несколько месяцев до смерти писателя. В личной жизни, по воспоминаниям современников, он «был человек добродушный, с глубокой жаждой справедливости, чуждый зависти и при всем сознании своих заслуг и дарований удивительно скромный». На ухудшение его здоровья повлияло самоубийство младшего сына Николая. После трагического события он пристрастился к спиртному, что привело его к безвременному концу. Алексей Феофилактович умер 2 февраля 1881 года.