Сила звука измеряется в единицах, получивших название белл — в честь Александра Белла, изобретателя телефона. Однако на практике оказалось более удобным использовать десятые доли бела, то есть децибелы.
— В Книге Рекордов Гиннесса зафиксирован случай, когда человек смог произвести больший шум, чем машина: на соревнованиях 14-летняя шотландская школьница перекричала взлетающий самолет «Боинг».
— Высота издаваемого звука зависит от числа колебаний голосовых связок в секунду. Связки способны приходить в колебательные движения целиком и отдельными участками: одни и те же могут колебаться с частотой от 80 до 10 000 колебаний в секунду.
— Шелест листьев производит шум силой 30 децибел, громкая речь — 70 децибел, оркестр — 80 децибел, а реактивный двигатель — от 120 до 140 децибел. Таким образом, листья шелестят всего в 4 раза тише самолета.
— Максимальным порогом силы звука для человека является интенсивность 120–130 децибел. Звук такой силы вызывает боль в ушах.
— О неблагоприятном воздействии шума на животных и человека известно давно. На Руси, когда стерлядь входила в малые реки на нерест, церкви не звонили в колокола. Потому что это сбивало рыбу с толку.
— Согласно современным исследованиям, тюлени и морские котики в XXI веке обладают значительно менее острым слухом, чем их предки. Котики глохнут из-за постоянного шума двигателей проплывающих кораблей и нефтяных буровых установок.
— Водопад Ниагара производит шум, сравнимый с шумом фабричного цеха (90–100 децибел).
— Тоновый охват певческого голоса значительно шире разговорного. Мужские певческие голоса достигают тонового диапазона порядка 2,5 октав, женские нередко превышают 3. Если же учитывать самые низкие тоны басовых голосов и самые высокие свистящие тоны детских голосов, то человеческий голос охватывает 6 октав.
— Самым высоким тоном колоратурного сопрано является «фа» третьей октавы (частота 1354 герца) из знаменитой арии «Царицы ночи» в «Волшебной флейте» Моцарта. Некоторые всемирно известные певицы могли достигать частоты 2300 герц – в 2 раза большей, а их исполнение отвечало всем требованиям, предъявляемым к оперному голосу.
— Энрико Карузо обладал природным баритоном, но допущенная в начале обучения ошибка в классификации голоса привела к его неправильному развитию в несвойственной ему разновидности: Карузо стал петь необычным тенором. Это не прошло для него даром: за свою блестящую короткую карьеру он перенес 7 операций на голосовых связках.
По материалам сети интернет