Апостолы первоверховные

12 июля празднуется память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Святая Церковь особым образом выделила этот праздник, подчеркнув его значение для каждого из нас. Этому дню предшествовал многодневный пост. По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви — «каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» (1 Кор.4:1).

Церковный год — это не хаотическое нагромождение праздников и постов. Церковный год — это целая поэма, повествующая о преображении человеческой души, о победе над грехом и смертью, о спасении рода человеческого от власти дьявола. Но, чтобы по-настоящему понять эту поэму, её надо прочитывать собственной жизнью. Так в чём же смысл столь особенного, необыкновенного выделения праздника святых апостолов Петра и Павла? Почему память об этих двух людях, живших две тысячи лет назад, так сильно воздействует на нашу душу и вдохновляет на христианскую жизнь? Кем были эти два человека, оказавшие небывалое воздействие на мировую историю?

Апостол Пётр, которого до встречи с Христом звали Симон, был простым рыбаком, бедным, почти совсем безграмотным. У него была жена, возможно, были дети. Он ежедневно занимался тяжким трудом, зарабатывая себе пропитание. Но в душе его жила пламенная вера и страх Божий, которые позволили ему по первому, же слову Спасителя оставить всё и пойти за Христом.

Совсем другим человеком был апостол Павел, до своего обращения носивший имя Савл. Он происходил из знатной семьи, имел почётное римское гражданство, был строжайшим исполнителем иудейского закона — фарисеем; его воспитывал знаменитый законоучитель Гамалиил, уважаемый всем народом. Кроме того, Савл был великолепно образован и сведущ в античной мудрости. У него была большая власть: он имел особые полномочия от первосвященника преследовать христиан и предавать их на казнь. Однако всё это он делал по своей пламенной ревности к Богу. И поэтому, когда Сам Господь Иисус Христос открылся ему на пути в Дамаск, Савл с такой же ревностью встал на защиту Церкви и проповедь христианства.

Апостолы Пётр и Павел понесли огромные труды и претерпели неимоверные страдания. Пётр проповедовал учение Христа с такой силой, что разом обращал ко Христу по три, даже по пять тысяч человек, исцелял безнадёжных больных, воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола Петра осеняла их. Пётр первым из апостолов был заключён в темницу, а затем перенёс поругание и побои от иудеев. Но он только радовался, что претерпел муки за Христа и продолжал безбоязненно проповедовать Eвангелие в разных странах. Неоднократно его бросали в тюрьмы, подвергали преследованиям и побоям. И после того, как апостол Пётр обратил в христианство двух жён римского императора Нерона, был казнён — распят на кресте.

Апостол Павел совершал непрестанные путешествия для проповеди Eвангелия. Во время своих странствий он написал 14 посланий, которые, как говорит святитель Иоанн Златоуст, ограждают Вселенскую Церковь наподобие стены, построенной из адаманта (алмаза, бриллианта). Своей мудростью и красноречием он обращал тысячи людей ко Христу. Иудеи неоднократно хотели убить апостола Павла. Один раз его побили камнями и, сочтя умершим, выбросили за город. Потом свыше сорока человек даже поклялись, не есть и не пить, пока не убьют Павла. Но Промыслом Божиим он продолжал своё служение. Император Нерон велел умертвить Павла мечом, так как тот был римским гражданином. Оба апостола погибли в один день с разницей в один год — 12 июля.

В стихире праздника говорится — «Дал еси утверждение Церкви Твоей, Господи, Петрову твердость и Павлов разум». «Петрова твёрдость» — это мужество в исповедании веры и в страданиях. Само имя «Пётр», наречённое Господом, означает «камень», поскольку Пётр исповедовал своего Учителя Сыном Божиим. На камне этого исповедания, православной веры в Господа, Христос создал Церковь Свою. «Павлов разум» — это та необыкновенная мудрость, которая более двух тысяч лет привлекает к Богу сердца людей. Но при таком обилии благодатных даров в апостолах Петре и Павле, при непрестанно совершаемых ими чудесах, при откровениях, которые только им давал Господь, они сохранили глубочайшее смирение и покаяние. Апостол Пётр всю свою жизнь каялся в троекратном отречении от своего Учителя и никогда не забывал своей немощи. Eсть предание, что каждый раз при крике петуха апостол Пётр горько пла
кал, вспоминая происшедшее. Свидетельством его горячего покаяния является то, что апостол Пётр просил распять его не как Христа, а вниз головой — как недостойного ученика.

Апостол Павел, некогда по своему неведению бывший гонитель Церкви Христовой, также всю жизнь каялся в своём юношеском заблуждении. В своих посланиях он называет себя «извергом», наименьшим из апостолов и недостойным вообще так именоваться, говорит, что все его бесчисленные чудеса произвёл не он, а благодать Божия. Чтобы никому не быть в тягость, он при всех проповеднических трудах сам зарабатывал себе на кусок хлеба постройкой палаток. Апостол Павел, который был восхищён до третьего неба и слышал неизреченные глаголы, всегда смиренно думал о себе.

Сила апостольского свидетельства дошла и до наших дней, и в этом смысле мы все их приемники. Мы должны всегда иметь перед глазами примеры этих апостолов и помнить, что Господь не только восстановил их от тяжких согрешений, но и сподобил величайшей благодати. Потому и мы не вправе отчаиваться и унывать. Eсли не можем достичь такой крепкой веры, как у святых апостолов Петра и Павла, то постараемся подражать их нелицемерному покаянию и глубочайшему смирению.

P.S. Газету с православным текстом просим не использовать в хозяйственных целях.

Редакционный совет Багаевского благочиния прихода храма Святителя Николая

Добавить комментарий