Апостолы первоверховные

Свет православия

Память святых первоверховных апостолов Петра и Павла — праздник пастырства и праздник всей апостольской Церкви. «Пастырей ваших умоляю я, — говорит апостол Петр, — сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться» (1Пет.5,1).

Все ученики Христовы, приложили максимум усилий для распространения Eвангельской проповеди по всему миру. Но из всех апостолов Церковь особо выделяет святых апостолов Петра и Павла, именуя их Превоверховными. Жизни этих двух людей удивительны и не похожи друг на друга. Святой апостол Петр вместе со своим братом Андреем были призваны Господом самыми первыми. Апостол Петр постоянно следовал за Спасителем. Он был с Ним на горе Фавор во время Преображения, он первым исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим. На Тайной Вечери он поклялся идти за Спасителем, даже если все соблазнятся о Нем и покинут Eго. Но был в духовной биографии Петра и страшный момент отречения от своего Божественного Учителя. Казалось, ничто не могло поколебать веры и решимости апостола Петра. Но именно на его примере мы видим, как немощна и не постоянна бывает наша человеческая природа. Петр действительно последовал за Спасителем, после того, как Тот был схвачен. Но на прямой вопрос «Не из учеников ли Eго и ты?», отвечает отказом (Ин. 18,25). В страхе за собственную жизнь он отрекается от своего Учителя. Но мы видим, насколько безгранично милосердие Божие. Церковное предание повествует, что апостол Петр до конца своей жизни помнил отречение и оплакивал этот поступок. Он каялся в этой минутной слабости и отступничестве всю жизнь и принес достойные плоды покаяния — горячую проповедь спасения от греха в Иисусе Христе. И мы также знаем, что Господь простил его, и, являвшись по воскресеньям к Своим ученикам, восстановил Петра в апостольских правах. Милосердие Господа, проявленное к апостолу Петру, позволяет предположить, что Иисус Христос простил бы и Иуду, если бы он не впал в отчаяние, а искренне раскаялся и попросил прощения за свое предательство. Явленное Господом милосердие, позволяет нам надеяться на прощение наших грехов в случае искреннего покаяния. Дает возможность не впасть в отчаяние и ограждает от совершения безрассудных поступков. Как бы велики ни были наши духовные падения, мы обязаны вставать и просить у Бога прощения и помощи в дальнейшем движении к спасению души. Часто мы смущаемся нашими грехами. Кажется, что они навсегда отдалили нас от Бога. Но вспомним слова святого пророка и Крестителя Господня Иоанна, которые он говорил, подготавливая людей ко встрече со Христом: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. сотворите же достойный плод покаяния (Мф.3,2,8). Сам Спаситель, начиная Свое служение, говорил: «приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Eвангелие (Мк.1,15). На примере святых апостолов Петра и Павла мы можем учиться и исправлению, и принесению достойных плодов покаяния. Бог милостив и любвеобилен. Он хочет спасения и Вечной Жизни для каждого из нас. Любому Он поможет принести покаяние и исправиться, делать добро. Каждое сердце, открытое Eму в Церкви — Eго духовной семье, Господь готов наполнить Своей благодатью. Дело за нами, за нашей решимостью и желанием быть наследниками радостной Вечной Жизни в Царстве Небесном. Следует лишь помнить, что нельзя злоупотреблять долготерпением Божиим.

Особенной и совсем непохожей на жизнь апостола Петра, была жизнь апостола Павла до его обращения ко Христу. Молодой Павел (тогда еще Савл) получил блестящее образование в школе известного иудейского раввина Гамалеила. Он был ярым ревнителем иудейской традиции, ненавидел и преследовал христиан. Неудовлетворенный гонением на христиан лишь в Иерусалиме, Савл отправляется в Дамаск, чтобы и там истреблять последователей Господа Иисуса Христа. Но на пути в Дамаск совершается чудо, соделавшее из самого ярого гонителя христиан самого ревностного труженика в деле распространения Eвангельской проповеди и попечения о благе ранней Церкви. Савлу является Сам Господь. Недалеко от города его осиял небесный свет, затмивший яркое полуденное солнце, и он услышал голос: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» Так ему открылось, что Господь отождествляет Себя с каждым человеком, которого Он пришел спасти. И всякое зло, причиняемое другому человеку, относится ко Христу, тем более что это христиане. Это тоже назидательно для нас. По воле Божией ярый гонитель и враг христианства может стать самым самоотверженным Eго проповедник
ом. Господь не испепеляет Савла, идущего мучить христиан, не поражает его молнией, не насылает на него смертельную болезнь. Иисус Христос, видя его религиозную ревность, обращает ее в нужное русло. Всей последующей жизнь и трудами апостол Павел принес Церкви несоизмеримо больше пользы и блага, чем вреда, нанесенного до своего обращения. И он по праву, вместе с апостолом Петром, призванным ко Господу в числе первых, именуется Первоверховным. Примеров, когда гонители становились христианами, и мучениками за Христа, в церковной истории явлено великое множество.

Иисус Христос посылает Своих учеников возвещать Слово Жизни и называет их апостолами. Апостол — значит «посланный», посланный в этот мир на дело Христово. Позднее Он посылает еще семьдесят учеников, за ними — еще многих других и заповедует им: «Идите по всему миру и проповедуйте Eвангелие всей твари, то есть всякому Божиему творению, всякому человеку: кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк.16,15-16).

Христос основал Свою Церковь и послал ее в мир продолжать Свое дело, потому Церковь Eго и называется апостольской. Это название говорит о двух гранях этого дивного имени. Во-первых, о том, что Церковь утверждена и основана на апостолах как краеугольных камнях Церкви и веры. От них и через них мы приняли Слово Божие, у них мы учимся духовной жизни и с их помощью приобщаемся к победе Христовой. Вечной Жизни можно научиться только в Церкви, в этом живом организме — семье Христовой. Во-вторых, все члены Церкви, все христиане также призваны к апостольству, посланничеству в мир. Не каждый имеет дар и призвание проповедовать, учить, но каждый обязан быть верным чадом Христовым, обновляться Духом Святым и быть образцом веры и жизни для всех окружающих его людей. Быть членом Апостольской Церкви — значит погрузиться в жизнь Христову и ею согревать других людей. Конечно, одних слов для совершения этого апостольского служения в нашем мире недостаточно.

В день Сошествия Святого Духа ученики Христовы исполнились благодати Божией, открыли Творцу свои сердца и Бог действительно их преобразил. Тогда их слова стали действенными и живыми. Тысячи людей, слыша проповедь галилейских рыбаков, принимали веру Христову, крестились и становились христианами. И в наше время немало христиан, подчас даже малограмотных, своей жизнью и любовью возвещали о Христе. Люди им верили, но не столько словам, сколько самим делам, самой их жизни. Глядя на них, принимали Христа и становились верными Eго учениками. Проповедью о Христе, апостольством Христовым должна являться наша жизнь, исполненная любви к Богу и людям. Следует помнить, что Церковь называется Апостольской не потому только, что исторически ведет начало от апостолов, а еще и потому, что их дело и служение продолжает. Стать христианином — значит стать посланником, апостолом любви Христовой в грешном мире. В этом великий подвиг и великое счастье всякого христианина.

К глубокому сожалению, далеко не все, называющие себя христианами, действительно являются таковыми. В наше время даже выработалась своеобразная терминология: одних называют прихожанами, а иных «захожанами». Прихожане собираются в свой храм, Божий дом, для общения с Небесным Отцом и для благодатного укрепления. «Захожанам» храм и церковная жизнь недороги. Они приходят сюда, чтобы что-то у Бога попросить, а Сам Бог им не нужен. В их жизни и душе нет места для Бога. Они говорят, что помнят о Боге. О Боге, может, и помнят, но о том, что Бог говорит им для их спасения, понятия не имеют и знать не хотят!

Но ведь тот, кто не знает пути к вечному счастью и бессмертию, никогда не сможет их достичь. А кого потом винить, если жизнь окажется прожитой впустую — земное все кончилось, а о вечном не было времени подумать?

Люди, которые хотят жить для бессмертия и вечной радости, должны накрепко связать свои мысли, чувства, саму жизнь со Христом. А это по-настоящему возможно только в Eго семье — Святой Церкви. Ведь в хорошей семье жизни детей и родителей, братьев и сестер крепко связаны. Такие отношения строятся у христианина в Церкви с Богом и другими Eго чадами — христианами. Церковь во главе со Христом ведет своих чад ко спасению.

Обогащая душу благодатными небесными дарами, человек постепенно духовно обновляется. Согреваясь любовью Божией, христианин стремится и других согреть своей любовью, через слова, поступки, через свое отношение к людям явить им образ Христа. В этом и состоит наше апостольское призвание. Этого ждет от нас и наш Спаситель.

Проповеднические труды святых Первоверховных апостолов Петра и Павла и их послания заложили прочный фундамент, на котором и поныне стоит Святая Соборная Апостольская Церковь. Но не только устная проповедь и послания, но и сама жизнь этих великих людей, как и явленное, на них милосердие Божье, служат для нас ценнейшим и назидательнейшим руководством к спасению души.

Смысл необычайных событий, которые связаны с избранием апостола Павла и апостола Петра, заключается в том, что каждый человек, переживая свои падения, должен узнавать покаянием любовь Христову. То, что произошло с ними, — это история всей Церкви, каждого из нас. И смысл избрания апостолов Петра и Павла в том, чтобы они, зная, какими избрал их Господь и на какую высоту вознес, были способны нелицемерно донести эту проповедь — для всех без исключения, кто не отвергнет ее.

Апостол Петр, с проповедью христианства прошел не только города и селения Святой земли, но и Сирии, Африки, Испании, Рим. Написал два соборных послания, глубокие по догматическому содержанию и нравственному назиданию. С его слов, как гласит предание, святой Марк написал Eвангелие. Скончался в Риме, будучи распят «стремглав», то есть вниз головой.

Апостол Павел перенес много бед и страданий. Он проповедовал большей частью среди язычников в Аравии, Палестине, Малой Азии, Италии и многих других странах. Написал 14 Посланий, в которых изложил Христианское учение. Пройдя свой крестный путь, апостол Павел принял мученическую кончину от императора Нерона: в 68 году он был усечен мечом. Оба апостола во время проповеднической деятельности творили силой воскресшего Христа дивные чудеса и знамения. Мощи святых апостолов Петра и Павла почивают в базилике города Рима.

Они являются для нас примером веры и самоотверженного служения Христу. Они — наши помощники и заступники, неустанно молящиеся о христианах всего мира. Будем же молиться им и просить, чтобы укрепили нашу веру, даровали нам духовную мудрость для познания воли Божией и силу, чтобы выполнять ее в жизни!

Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая

Добавить комментарий