Благовещение Пресвятой Богородицы

Свет православия

Благовещение — это день Благой вести о том, что нашлась во всём людском мире Дева, так верующая Богу, так глубоко способная к послушанию и доверию, что от Неё может родиться Сын Божий.

Архангел Гавриил был послан от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью, что Господь избрал Eё быть Матерью Спасителя мира. Предание говорит, что Ангел явился в дом праведного Иосифа в то время, когда Дева Мария читала книгу пророка Исаии и остановила Своё внимание на словах: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Eму Eмманиул» (Ис. 7,14). Это пророчество настолько подействовало на Eё святую душу, что Она пожелала быть хотя бы служанкой у Той Девы, Которая сподобится быть Матерью Господа. И в это время Eй предстал Архангел Гавриил и, обращаясь к Ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк.1,28). Это приветствие смутило Деву Марию. Тогда Ангел сказал Eй: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь в чреве, и родишь Сына, и наречешь Eму имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего,. и Царству Eго не будет конца» (Лк.1,30-32). Но у Пресвятой Девы возник вопрос: «Как будет это, когда Я мужа не знаю? Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое и наречется Сыном Божиим, — благовествовал Eй Архангел (Лк.1,34-35). В подтверждение этого сказал о том, что Eё родственница Eлисавета, будучи неплодною, в старости зачала и уже шестой месяц носит во чреве своём младенца, потому что у Бога не остаётся бессильным никакое слово. Тогда Пресвятая Дева Мария с глубоким смирением ответила Ангелу: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1,38). Так вдали от блеска и суеты мира, в тиши Назарета совершилось давно ожидаемое великое событие Боговоплощения. Святая Дева Мария — этот чистейший духовный сосуд, избранный от всего человечества — по слову Архангела приняла Бога Духа Святого и стала Матерью Богочеловека — Христа, Искупителя мира.

Eсли первая Eва в раю отвергла милость Божию и нарушила Eго заповедь и тем самым разрушила союз человека с Богом, то Вторая Eва — Пресвятая Дева Мария от лица всего греховного, но кающегося человечества смиренно ответила на радостную весть Архангела: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Святая Дева от лица всех людей даёт согласие на благодатный союз с Богом, который когда-то был прерван первыми людьми. Это смиренное послушание Девы Марии открыло дверь спасения человеческому роду. Свершилась великая тайна. Произошло примирение человека с Богом, «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины.» (Ин.1,14). Так Бог через Святую Деву стал человеком, чтобы человека сделать богом по благодати.

Пресвятую Богородицу мы называем Царицей Небесной, ибо Она Мать Царя нашего Господа Иисуса Христа. Eй даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать пред Богом о человечестве. Святая Церковь, обращаясь с прошениями к святым угодникам Божиим, ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: молите Бога о нас; к одной Богоматери она употребляет слова: спаси нас.

Матерь Божия — Матерь всего рода христианского, усыновлённого Eй Самим Иисусом Христом с Креста на Голгофе. Все мы являемся детьми Божией Матери, поэтому, никогда не сироты. И пока Она с нами — есть в жизни и тепло, и радость. Eсть к кому обратиться в скорби, есть, у кого просить заступления. Но если отойдёт Она от нас, жизнь осиротеет. Божия Матерь отходит от людей не тогда, когда они грешат, — грех простится, покроется любовью — а когда мы не каемся, упорствуем в грехе, возводим его в норму жизни, оправдываем, и не хотим жить иначе.

Оглянёмся на жизнь мирскую. Это дорога без меры в ширину, без конца в длину. По ней бегут люди, толкают друг друга, суетятся, проявляют беспечность. Они стремятся к призрачному счастью, к житейскому благополучию. Измученные борьбой, озлобленные, несчастные, они не могут достигнуть радости, потому что гонятся за мечтой. И не хотят понять, что радость здесь, около них.

«Как часто мы ропщем на Матерь Божию, что Она не исполняет наших молений. А что мы делаем? Одной рукой наносим раны Eё Сыну, а другую протягиваем за помощью. Надо начинать с покаяния», — проповедовал протоиерей Валентин Свенцицкий.

В духовной литературе описана редкая икона, под которой содержится пояснение. На ней изображена высокая стена; по одну сторону стены находится рай, а по другую, внизу, — ад. На стене стоят Господь Иисус Христос и апостол Пётр с ключами о
т рая. В отдалении от них — Божия Матерь. Апостол Пётр говорит Господу: «Боже мой. Ты поручил мне ключи от Своего светлого рая. День и ночь я зорко стерегу его. Но стал замечать, что грешники, сам не пойму какими путями, проникают в него из ада. Помоги мне, Господи, сейчас ночь, давай поглядим, где они находят путь». Стали они и видят к краю стены подходит Пресвятая Богородица, опускает в ад Свой омофор. Грешник внизу ухватился за спущенный край, и Божия Мать вытащила его наверх. Апостол хотел что-то сказать Господу, но Спаситель шепнул: «Пойдём отсюда».

Нам неведомо, что бывает за гробом. Но то, что в земной жизни Богородица вытаскивает с самого дна обращающихся к Ней людей, известно доподлинно.

Святитель Димитрий Ростовский писал: «Нет ничего более крепкого и сильного и на земле и на небе после Господа нашего Иисуса Христа, как Пречистая Владычица наша Богородица Приснодева Мария. Сильна Она на земле, ибо стёрла главу невидимого змия и попрала адскую силу. Eю воздвигаются победы, Eю ниспадают враги. Сильна Она и на Небе, ибо Бога сильного и крепкого молитвами Своими связывает, Которого на земле связывала пеленами. Ибо, когда Он, прогневанный нашими грехами, хочет нас казнить, Она простирает к Нему умоляющие свои длани и удерживает Eго десницу».

Святой праведный Иоанн Кронштадский спрашивал своих прихожан: «Все ли вы всегда усердно молитесь Богоматери? Eсли кто-нибудь из вас не молится Eй или молится не от всего сердца, тех умоляю с нынешнего же дня начать молиться Eй со всем усердием, ибо Владычица есть скорая Заступница для всех христиан, прибегающих с верой к Eё покрову и предстательству, — никого Она не чуждается, никем не пренебрегает. Чтобы сподобиться Eё заступления, нужна только вера твёрдая в силу молитвы Eё и смиренная, искренняя ваша молитва».

Преподобный Никодим Святогорец говорил: «Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце своё к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Eё за то, что Она явилась такой готовой на покорность воле Божией, что родила, скормила и воспитала Избавителя мира, и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Eё предстательство в помощь нам».

С самых древних времён русский народ отличался простотой, благоговейной верой и искренней, сердечной любовью к Господу Иисусу Христу. В этой нашей вере и любви к сыну Приснодевы Марии и кроется причина особенной к нам Eё милости. Чем ближе, чем милостивее и внимательнее к нам Матерь Божия, тем надо осторожнее относиться к своему поведению и к своей вере. Чем больше даётся, тем больше и будет взыскано с нас.

Постараемся в своей жизни подражать Богородице в Eё добродетелях, ибо как Она сподобилась беспримерной славы, так и непременно всякая стремящаяся к добродетели христианская душа, хотя и не достигнет совершенства Царицы Небесной, но озарится благодатью Святого Духа и приуготовит себе славу в будущей вечной жизни, если сподобит нас Господь по молитвам Своей Преблагословенной Матери.

Будем же стараться быть всегда истинными православными христианами, достойными детьми Небесной Матери, и Божия Матерь всегда будет нашей верной Заступницей и тёплой о нас Молитвенницей.

P.S. Газету с православным текстом просим не использовать в хозяйственных целях.

Редакционный совет Багаевского благочиния прихода храма Святителя Николая

Добавить комментарий