С банковских карт и счетов россиян похищено более 3 млрд рублей только за 2 квартал 2021 года. Об этом свидетельствуют данные Центрального банка Российской Федерации. О том, как ухудшилась ситуация по сравнению с предыдущим годом в цифрах, рассказала заведующий кафедрой международных экономических отношений Южно-Российского института управления РАНХиГС Татьяна Подольская.
Как обстоит ситуация по сравнению с 2020 годом?
За 2 квартал текущего года на 23% возросло количество операций, проведенных без согласия клиентов, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В результате этого объем средств, похищенных у российских граждан, вырос на 38,4% в сравнении со 2 кварталом 2020 года и составил за 2 квартал 2021 года более 3 млрд рублей.
Какая динамика у возврата средств?
Как и в 1 квартале 2021 года, доля возвращенных средств во 2 квартале осталась катастрофически мала – 7,4%. Это связано с тем, что преступления по хищению средств остаются не раскрытыми в связи с невозможностью установить личность подозреваемого. И с течением времени мошенники становятся все более изобретательными. Для сравнения: во 2 квартале 2020 года процент возвращенных средств составил 12,8%, что в 1,7 раза выше, чем в текущем году.
Где происходят самые крупные хищения?
Если в 2020 году наибольший объем похищенных средств приходился на операции без согласия клиентов при оплате товаров и услуг в Интернете, то в текущем году ситуация изменилась. Наибольший объем средств был украден при дистанционном банковском обслуживании физических лиц. Количество похищенных денег выросло на 70% во 2 квартале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и составило 1,24 млрд рублей.
Какие операции чаще всего подвержены мошенничеству?
На данный момент наибольшее количество хищений денежных средств приходится на операции без согласия клиентов при оплате товаров и услуг в Интернете (70% от всех случае во 2 квартале 2021 года), на втором месте – операции дистанционного банковского обслуживания физических лиц (20,6%), на третьем – операции через банкоматы, терминалы и импринтеры (8,5%), и на четвертом – операции дистанционного банковского обслуживания юридических лиц (0,9%).
Как обезопасить себя?
Безусловно, использование дистанционного банковского обслуживания и пластиковых карт удобно и позволяет экономить много времени. Но возникающие при этом риски дают повод задуматься о знании элементарных правил финансовой безопасности.
На портале «Госуслуги» в разделе «Жизненные ситуации. Правопорядок: финансовое мошенничество» даны практические советы как действовать в случаях столкновения с кибермошенниками и финансовыми пирамидами, обезопасить свои операции, проводимые с использованием интернет-банкинга и банковских карт. Представленная информация будет интересна не только молодым людям, которые только начинают пользоваться различными финансовыми инструментами, но и старшим поколениям, так как мошеннические схемы постоянно совершенствуются. Государственные органы в лице Минфина России, Банка России и Минцифры России планируют развивать данный ресурс и оперативно предупреждать о возникающих рисках в области финансовой безопасности.