День памяти святителя Григория Паламы

Свет православия

Второе воскресенье Великого поста посвящено памяти святителя Григория Паламы — великого богослова XIV века, который учил о нетварном Фаворском свете.

Сущность Бога недоступна для человека. Но Бог обращен к миру, к человеку особыми силами — своими энергиями. И человек создан для того, чтобы эти благодатные силы получить, принять, сложить в своем сердце. Принимая эту благодать Божию, человек призван войти в общение с Богом, так, что все его человеческое естество будет преображено, подобно тому как было преображено естество Христа на горе Фавор. Христианин — это человек, который постоянно ходит перед лицом Божиим, призван быть «своим Богу», чадом, сыном — в этом заключается великое достоинство человека. И цель жизни христианина как раз и заключается в преображении человеческого естества, как говорит преподобный Серафим Саровский, цель «в стяжании благодати Святого Духа», в обожении, в том, что человек, по учению святителя Григория, должен стать «причастником Божества», соработником благодати Божией. А это возможно лишь при условии, что человек живет согласно установлениям святой Матери Церкви, и Eвангелие об этом прекрасно напоминает.

Постом, молитвой и покаянием мы должны узнать о том, что Господь призывает нас к жизни, где свет и радость и где мы делаемся причастниками Божественного естества. Участвуя в Танствах, мы принимаем в себя Христа и видим, что Господь благ. Мы призваны узнать, что эта благодать дается в Церкви Христовой не только для святых, но и для каждого без исключения христианина. И что все мы, приходящие в храм и молящиеся Господу в течение Великого поста молитвой преподобного Eфрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего.», молимся именно в этом благодатном свете.

Словами молитвы мы просим Бога избавить нас не просто от очень опасных пороков: праздности, уныния, любоначалия и празднословия, а от духа зла, которым живы эти грехи. И чтобы Он даровал нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви — тот свет, который нам дано ощутить как новую жизнь, ради которой и создан человек. Жизнь, ради которой Бог воплотился, пришел на землю и принял все то, что есть в нашей человеческой судьбе.

Божественный свет и благодать дают нам понять, почему слова молитвы Великого поста являются печатью всех прошений: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Святая Церковь в дни Великого поста стремиться научить нас преодолевать нашу самовлюбленность, эгоизм, осуждение других, надменность, высокомерие. Господь обещает нам Вечное Царство любви, мира, добра, радости и тишины. Не сынами ночи и тьмы, а сынами света и дня — должны быть христиане, как говорит святой апостол Павел. Жизнь человеческая на земле — это миг, это маленькая искра, это короткий вздох, это несколько несмелых шагов от колыбели до гроба. И задача человека в этой обжигающе короткой жизни — услышать Божественный зов в своем сердце. Земная жизнь — это проверка нашего желания быть в Вечности с Богом.

В духовной жизни существует порядок, и мы понимаем, что начинаем видеть свои грехи, только когда в нашей жизни появляется хоть капля благодатного нетварного света. Eсли этого света нет, нам кажется, что у нас все благополучно. Мы не видим грехов, не потому что их нет, а потому что так темно, что свет и тьма неразличимы. И только по мере приближения к Божественному свету начинаем видеть в себе ту страшную тьму, которая присутствует в каждом из нас. И прежде чем стремиться достигнуть благодати, нужно научиться противостоять всякому греху. Стараться изо всех сил стяжать те главные качества, о которых нам напоминает Церковь в дни Святой Четыредесятницы.

Свет, который зажигается в сердце человека через молитву, пост, совершение добрых дел, он отражается в лице человека, его глазах и есть явление Божественной благодати, свидетельством Божественного начала в человеке.

Божия благодать действует в мире, присутствует в нашей жизни и может проявлять себя в жизни человека, но нам надо много трудиться, чтобы быть достойными принять её. Фаворский Свет, который был явлен ученикам Иисуса Христа, просвещает незримо и наши сердца. Ведь какие дивные слова священник произносит во время литургии Преждеосвященных Даров, осеняя молящихся свечой: «Свет Христов просвещает всех!» А свеча эта взята с Престола, от Eвангелия! Это символично: благодать Божия несёт нам Самого Христа.

Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая

Добавить комментарий