День Святой Троицы. Пятидесятница. 4 июня

Свет православия

Настал великий праздник, праздник величайшей радости для православных христиан: Дух Святой сошёл на апостолов. И не только на апостолов – Дух Святой пришёл в мир, чтобы исполнить обещание Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин.14, 16,18).

Само название праздника – Пятидесятница — указывает на то, что праздник совершается на пятидесятый день после Пасхи. День Пятидесятницы называют также праздником Троицы, потому что в этот день раскрылась миру вся полнота действия лиц Святой Троицы, Её ипостасей — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.

Священная история повествует, что двенадцать апостолов вместе с Богоматерью собрались на совместную молитву в доме матери евангелиста Марка, расположенном на Сионской горе. В девятом часу утра послышался шум, похожий на шум сильного ветра, который наполнил собой весь дом. Вслед за шумом над головами апостолов и Божией Матери появились огненные языки чудесного пламени, которые светились, но не жгли, — это был видимый знак того, что на них нисходит Дух Святой. В виде огненных языков Дух Святой почил на каждом и на Матери Божией. Своим всемощным дыханием Он одушевил их и огненными языками просветил их умы и воспламенил сердца. Так совершилось крещение апостолов Святым Духом и огнём. В Сионскую горницу вошли простые галилейские рыбаки – робкие, не имеющие ещё твердого определенного понимания недавних событий люди, а вышли оттуда уже убеждённые вестники вселенской истины, готовые идти куда угодно и учить все народы. Смело говорить, что распятый Иисус есть Мессия – Христос. Апостолы, приняв Силу свыше, стали другими людьми: обновлёнными, окрепшими, способными возложить на свои плечи великое дело служения Христу и Его Церкви. Все ученики уразумели искупительное значение явления в мир Господа и уже непоколебимо уверовали в Него как Спасителя мира и Сына Божия.

С этого момента апостолы получили сознательное и чёткое представление о Боге Отце, Который по любви Своей к людям послал на землю Сына Своего; о Сыне, сошедшем на землю и пострадавшем за весь род человеческий, и о Духе Святом Утешителе, осветившем Своей благодатью всех, кто готовит себя к восприятию Его. Они познали Святую Троицу!

Скоро у дома, где были апостолы, и Божия Матерь собрались паломники, прибывшие на праздник в Иерусалим из многих стран. Апостолы вышли к ним и вдруг … начали говорить на разных языках. Каждый из пришедших слышал обращённые к нему слова на его родном языке. Все удивлялись и изумлялись. Чудо пытались объяснять по-разному, пока апостол Петр неожиданно для самого себя не произнёс первую в своей жизни проповедь. Он рассказывал собравшимся об Иисусе Христе, Который проповедовал Свое Божественное учение, был распят и на третий день воскрес; что сегодня Спаситель, как и обещал, послал им с Неба Духа Святого, наделившего их способностью говорить на разных языках. Устами простого, неучёного рыбака говорил Сам Дух Святой, поэтому слова Петра так глубоко проникали в сердца слушавших его людей. После его проповеди около трёх тысяч человек уверовали в Иисуса Христа и в тот же день приняли Святое Крещение.

Так было положено начало Христовой Церкви – образу Царствия Божия на земле, а сам день Сошествия Святого Духа на апостолов принято считать днём Рождения Церкви! Это событие с глубокой древности отмечалось торжественным празднованием как событие первостепенной важности, завершившее образование Церкви и чудесно утвердившее таинство священства.

От своего Божественного Учителя апостолы знали, что их жизнь будет полна насмешек, побоев, издевательств; что их будут заключать в темницы; что каждого из них ждёт своя чаша страданий. В грядущих испытаниях необходимо было укрепить, поддержать и утешить апостолов, даровать им мужество и терпение. Поэтому-то вознесшийся Иисус Христос и послал Своим ученикам Святого Духа-Утешителя. И теперь уже никто и ничто не могло остановить Божиих посланников в их святом и великом подвиге – распространении Божественного учения по всему миру. Распятые на крестах, сжигаемые на кострах, гибнущие под градом камней и на аренах цирков, апостолы были необыкновенно сильны духом. Кстати, первым мучеником за проповедь о Христе стал диакон Стефан — его забили камнями в Иерусалиме…

Со дня Сошествия Святого Духа на апостолов христианская вера стала быстро распространяться по всем
у миру – число верующих в Господа нашего Иисуса Христа день ото дня увеличивалось. Сначала апостолы проповедовали христианское учение только в Палестине, а потом решили разойтись по всему миру. Они бросили жребий, кому в какую сторону следовало идти, и вскоре разошлись по разным странам. Быстрое распространение христианства вызывало страх и ненависть иудейских старейшин и первосвященников – скоро христиан стали преследовать, сажать в темницы и даже убивать. Но этими злодеяниями иудейские старейшины не смогли подавить веру Христову и к 64 году, благодаря стараниям посланников Господа, христианские Церкви существовали во всех главных городах Римской империи…

Сошедший на апостолов в день Пятидесятницы Святой Дух до сих пор пребывает в Церкви и подаётся людям в церковных Таинствах и через молитву. Каждый христианин переживает личную Пятидесятницу в таинстве Крещения, когда рождается Святым Духом для новой жизни во Христе. Но некоторые люди ограничивают свою причастность Церкви лишь принятием Крещения, считая, что номинально стать христианином достаточно для спасения души. Это ошибочное мнение. Ветвь жива только тогда, когда она имеет живую связь с деревом, через него она питается, получает всё необходимое, чтобы цвести, благоухать и приносить плоды. Так и человек, принявший Крещение, нуждается в обновлении своих духовных сил, должен иметь тесную связь со Христом. Спаситель напоминает нам: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем…» (Ин.15,5). Обновление наших сил происходит через молитву и церковные Таинства. Поэтому в начале каждого Богослужения и во время личной молитвы мы вновь и вновь обращаемся к Святому Духу со словами: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины,… приди и вселися в ны», то есть явись в нашей жизни, в наших сердцах, в наших мыслях и словах.

Искренне обратившись к Богу, человек наполняет своё сердце верой и любовью к Нему, стремится познать Его заповеди, чтобы жить по ним, труд и молитва становятся для него радостью. Преподобный Серафим Саровский говорит, что Святого Духа надо стяжать, то есть приобрести Его в своё сердце. Всё в нашей жизни даётся трудом, и благодать Святого Духа подаётся нам через подвиг веры, терпения и постоянства в делании добрых дел.

Христос призывает всех следовать за Ним, и идущий вслед Ему «будет иметь свет жизни» (Ин.8,12). Святитель Тихон Задонский, поясняя эти слова Христа, говорит, что идти за Ним надо «не ногами, но сердцем, волею и нравами».

Праздник Святой Троицы напоминает нам о благодати Господней, преобразующей силе Духа Святого. В этот день в храмах цветы и зеленые ветви деревьев. Это символ обновления, символ жизни, символ того торжества, которое Господь даёт природе. Так же и люди, как совершенно разные соцветия, у каждого свои таланты, свой характер, дарования, но сила Божия объединяет всех воедино. Глядя на Церковь Божию, подобно букету, мы радуемся, что Господь соединяет нас всех вместе. Сейчас как никогда нам важно это единство. И нам необходимо помнить, что та благодать Святого Духа, которая была явно преподана апостолам в виде огненных языков, теперь в наши дни, снисходит в наши православные храмы при совершении Святых Таинств через пастырей Православной Церкви – священников, которые являются приемниками апостолов. Священник в Церкви Христовой – это Апостол на земле. Божья благодать снисходит на Церковь невидимо для человеческих глаз, но каждый верующий человек чувствует её влияние, благодаря которому исцеляются немощные, утешаются скорбящие и происходят другие множественные чудеса. Поэтому в день Святой Троицы мы просим у Бога, прежде всего, укрепления веры. И, конечно, любви. Это – две основы, которые знаменуют собой истинное православное христианство.

Помолимся и поклонимся Триединому Богу – Отцу, Сыну и Святому Духу. «Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи очисти грехи наша; Владыко прости беззакония наша; Святый посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради».

В этот день мы молимся Господу, чтобы Он каждого из нас обновил, вложил бы новое сердце, настоящее, чистое, жаждущее Бога, только Им Одним живущее, видящее только Его истинную красоту и отвращающееся от любой подмены. Сегодня приходит к нам Утешитель Благий, чтобы мы по-настоящему обновились и воспрянули для духовной жизни.

P.S. Газету с православным текстом просим не использовать в хозяйственных целях

Редакционный совет Багаевского благочиния прихода храма Святителя Николая

Добавить комментарий