Димитриевская родительская суббота

Среди шести родительских суббот, определённых Православной Церковью для благоговейного поминовения усопших: братьев наших по вере, защитников Отечества и прежде всего родителей, на особом месте стоит Димитриевская, установленная благоверным князем Дмитрием Донским в XIV веке.

Димитриевская родительская суббота неразрывно связана с одним из важнейших для России событий, изменившим не только политическую ситуацию в стране, но и мировоззрение русских людей, познавших радость победы, почувствовавших себя способными защитить Отечество. Это великая Куликовская битва, начавшаяся в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 1380 году и закончившаяся грандиозной победой русского войска.

Русские люди всегда умели достойно принять любое испытание, прямо смотреть в глаза любому несчастью. И близких своих на поле Куликово провожали они без надежды, что встретятся вновь. Но за избавление от постыдного монголо-татарского ига, за торжество национальной идеи и веру православную можно, не задумываясь, отдать жизнь.

Досталась дорогой ценой эта судьбоносная победа. Историки считают, что на Куликовом поле сложили головы треть участвовавших в сражении русских, почти 40 тысяч воинов. Погибли десятки князей, убито около 500 бояр. А Мамаева рать почти вся была истреблена.

Накануне Куликовской битвы князь Дмитрий Донской специально с большими почестями перенёс из Дмитриевского собора города Владимира в Успенский собор Москвы чудотворную икону Димитрия Солунского, написанную на доске от гроба святого и в 1197 году привезённую из Солуни. Сейчас эта икона находится в Третьяковской галерее.

По завещанию святого благоверного князя Дмитрия Донского Родительская суббота празднуется в Русской Православной Церкви в преддверии 8 ноября — день воспоминания святого великомученика Димитрия Солунского. Суббота названа в Священном Писании днём особым. В Ветхом завете это день покоя, в Новом — день прощения, поминовения. Это день скорби, в которой уже проступают лучи света и надежды. Именно в Великую Субботу, накануне Своего Воскресения, Господь Иисус Христос мёртвым пребывал в гробе.

День поминовения усопших -это прежде всего исповедание нашей веры в Бога, в вечную жизнь, в неразрывное единство с нашими усопшими сродниками и всеми, кто уже прошел путь земной жизни.

В поминальные дни нельзя устраивать пьяные «тризны» на могилах усопших, этим мы оскорбляем память об умерших, вредим их душам. Пьянство на могилах — это отголосок грубейших и примитивных языческих верований, свойственных первобытному религиозному сознанию. Христиане знают, что тела умерших до всеобщего Воскресения находятся в могилах, а их бессмертные души не нуждаются в спиртных напитках, закусках, деньгах, других материальных предметах. До краев налитый стакан не способен облегчить загробную участь умершего, распитие спиртного не имеет ничего общего с христианской традицией поминовения. Усопшим нужны только наши молитвы, милостыня и благоговейная память о них, ибо Бог не смотрит на тосты или закуски. Поминальная трапеза, которую христиане устраивают после заупокойного богослужения, совершается, чтобы вспомнить умерших добрым словом, и не должна сопровождаться обильными возлияниями. При посещении кладбища принято раздавать поминальные продукты людям с просьбой помолиться об умершем. С этой же целью поминальные продукты приносят в храм и оставляют на поминальном столе. Родителям необходимо приучать детей к благоговейному отношению к памяти предков и правильному их поминовению, потому что, как поминаем мы, так и нас помянут потомки.

В эту поминальную субботу необходимо прийти в храм, заказать заупокойную поминальную службу по родным и близким. Всем, кому дорога память предков, нужно не только прийти и помолиться в храме самому, но и призвать к этому родственников и знакомых.

Добавить комментарий