Донской край в произведениях поэтов и писателей

85 лет Ростовской области

Блеща средь полей широких,

Вон он льется!.. Здравствуй, Дон!

От сынов твоих далеких

Я привез тебе поклон.

А.С. Пушкин

Ростовская область — край богатой и славной истории, щедрой природы, самобытной казачьей культуры, талантливых и гостеприимных людей. Слово «Дон» сродни удару колокола. Оно собирало и собирает людей, возвышает душу. Главное достояние донского края — люди, проживающие на берегах великого Тихого Дона и Азовского моря. Именно донская земля породила двух лауреатов Нобелевской премии в области литературы. Пожалуй, после Шолохова и Солженицына, особым уважением пользуется творчество писателя Анатолия Калинина. А еще это поэты Николай Туроверов, Анатолий Софронов и др. Пусть не все они родились в нашей области, но, живя здесь, почувствовали себя частичкой это благодатной земли, которую воспевали в своих произведениях.

АНАТОЛИЙ СОФРОНОВ. ПОЭТ, ДРАМАТУРГ, ПУБЛИЦИСТ.

«Донские степи, необозримые их просторы, станицы и хутора, бурная история казачества — все это дорого и близко, как дорог нам «Тихий Дон» Шолохова, его «Поднятая целина», соединившие в одно целое литературу и жизнь».

Родился в семье юриста — выходца из потомственного казачьего рода. Детские и юношеские годы прошли преимущественно в казачьей среде — с 1917-го в ст.Усть-Медведицкой, а затем в Новочеркасске (до 1921 г.). С 1921 г. жил, учился и работал в Ростове-на-Дону до начала Великой Отечественной войны. В конце 1920-х участвовал в строительстве Ростсельмаша, затем около шести лет работал на заводе слесарем, фрезеровщиком, потом сотрудником заводской многотиражки «Сельмашстроевец», на страницах которой в 1929-м появились его первые стихи, очерки и заметки. Позже он не раз подчеркивал, что Ростсельмаш стал для него «хорошей школой жизни».

В первых сборниках («Мы продолжаем песню», 1936; «Над Доном-рекой», 1938) Софронов выступал певцом социалистической нови, донского края и казачества. Особую любовь молодой поэт питал к творчеству и личности М.А. Шолохова, о чем свидетельствовал его стих «В станице Вешенской» (1938), посвященный создателю «Тихого Дона». В творчестве, начиная с 1930-х, всегда присутствовал «шолоховский» элемент, не сводимый, разумеется, лишь к донскому, казачьему колориту.

Анатолий Владимирович — участник Великой Отечественной войны, имел боевые награды, был тяжело ранен. С первых дней войны на Западном фронте работал в армейской газете 19-й армии И. Конева. С осени 1942-го и до конца войны был специальным корреспондентом «Известий». 6 ноября 1942 г. перелетев линию фронта, оказался в Суземском районе Брянщины у партизан. Там впервые спел в землянке песню, написанную с композитором Сигизмундом Кацем «Шумел сурово брянский лес»». Стихотворные сборники военных лет — «Казачья слава», «Конногвардейцы» (1942), «Ковыли» (1944), «Степные солдаты» (1944) и «Стихи» (1945).

После войны одна за другой выходили его стихотворные книги «Казачья весна» (1946), «Марш победителей» (1947), «Стихи» (1947), «Перед знаменем» (1948) и др. С середины 1940-х Софронов выступил как драматург. Он автор более 40 пьес, различных по художественному уровню, жанровым особенностям, материалу и проблематике, которые позволяют говорить о таком явлении в отечественной драматургии 40-80-х как «театр Софронова»: «Московский характер» (1947), «Карьера Бекетова» (1948), «В наши дни» (1952), «Деньги» (1955), «Человек в отставке» (1956), «Стряпуха» (1957-1958) и др.

Большое место в творчестве занимает жанр поэмы: «Бочонок» (1939), «Батожок» (1944), «Миус» (1945), «Золотой берег» (1944-1945), «Плиев под Одессой» (1945-1972), «Бессмертие» (19721973) и др. В конце 1960-начале 1970-х Софронов создал произведения «Поэма прощания» (1966-1967) и «Поэма времени» (1968-1970). Eго перу принадлежит большой роман в стихах «В глубь времени» (1971-1982). Обратившись к очень редкому в литературе жанру, он стремился через судьбу главного героя Алексея Платова (повествование ведется от его лица) показать жизнь страны от середины 1930-х до современности. Очерки, статьи, путевые записки А.В. Софронова посвящены актуальным проблемам времени, вопросам международного сотрудничества и т.д.

БEССМEРТНИК

Спустился на степь предвечерний покой,

Багряное солнце за тучами меркнет…

Растет на кургане над Доном-рекой

Суровый цветок — бессмертник.

Как будто из меди его лепестки,

И стебель свинцового цвета…

Стоит на кургане у самой реки

Цветок, не сгибаемый ветром.

С ним рядом на гребне кургана лежит

Казак молодой, белозубый,

И кровь его темною струйкой бежит

Со лба на холодные губы.

Хотел ухватиться за сизый ковыль

Казак перед самою смертью,

Да все было смято, развеяно в пыль,

Один лишь остался бессмертник.

С ним рядом казак на полоске земли

С разбитым лежит пулеметом;

И он не ушел, и они не ушли —

Полроты фашистской пехоты.

Чтоб смерть мог казак молодой пережить

И в памяти вечной был светел,

Остался бессмертник его сторожить —

Суровой победы свидетель.

***

Для Александра Михайловича Листопадова Родина — это широкая степь, чистое небо, горчащая полынь. Поэт не мыслил своей жизни без родного края. Для него Ростовская область — «вольная птица» среди степных ковылей. Родился 18 сентября 1873 г. в ст. Eкатерининской-на-Донце (ныне Краснодонецкая).

Выдающийся собиратель и исследователь донских казачьих народных песен. В донской фольклористике его имя выбито золотыми буквами. Более 50 лет отдал собиранию, исследованию, классификации песен Дона. Родившись в казачьей станице, с детства проникся любовью к донской песне и пронес эту любовь через всю жизнь. Первоначальное музыкальное образование получил в Новочеркасской духовной семинарии. Там он стал певцом и дирижером ученического хора. В программе концертов хора наряду с церковной музыкой и классическими произведениями звучали донские казачьи песни. Именно тогда у будущего фольклориста родилась мысль о собирании песен донского края. Первые записи, еще несовершенные, были сделаны в 1892 г. В 1911-м вышел сборник «Песни донских казаков» из 107 казачьих песен. На следующий год изданы «1812 год в народных песнях» и «Народные песни — донские казачьи, малорусские и великорусские», с приложением 30 песен.

После окончания гражданской войны вернулся на Дон, в Новочеркасск, преподавал в Донском пединституте и музыкальном техникуме. В 1936-м переехал в Ростов-на-Дону. Продолжал ездить в фольклорные экспедиции. В том же году стал создателем и руководителем хора донских казаков. В 1939 г. исследователь донского фольклора закончил и отдал в печать «Песни донских казаков», куда вошло 1204 казачьих песен. Умер 14 февраля 1949 г. в Ростове-на-Дону. И лишь в 1949-1954 гг. пятитомник песен был издан. Творчество А.М. Листопадова вошло в золотой фонд музыкальной культуры XX века.

Кто рождён на Дону,

Тот навек помнит запах полыни.

Не расстанется с ним,

Даже если стал домом Париж.

Купы тонких ракит.

Васильковых равнин ветер синий

И летящий над крышей

Апрельский ликующий стриж…

Это детство моё.

Это — праздник рождественской сказки.

Он повсюду со мной,

Как погнутая шашка и честь…

Господа эмигранты,

Промчимся Новочеркасском!

Тем, которого нет,

Тем, который в сердцах наших — есть.

Кто по крови казак,

Тот суровою памятью крепок.

Не простит тех вовек,

Кто родные станицы терзал!

Снятся мне до сих пор

Закубанские мёртвые степи

И чужой пароход,

Что от красной

Голгофы спасал…

Это — наша судьба.

Уж она измениться не может.

Как коня напоить

Из замёрзшего Дона нельзя!

Господа эмигранты,

Утешимся милостью Божьей, —

Ведь донская волна солона,

Как казачья слеза…

***

Сергей Панфилов родился в 1949 г. в эпоху строительства Волго-Донского судоходного канала в Красноармейском районе. Воспитывался в рабочей семье сталинградских фронтовиков — потомков донских и волжских казаков. Детство и юность прошли в степных окрестностях. Работал слесарем, электромонтёром, водителем на крупных предприятиях города-героя Волгограда. «Будучи работником Сталепроволочноканатного завода, я чудесным образом оказался участником заводского литературного кружка при многотиражной газете «Сталеканатчик», где впервые поместил свои первые стихотворения и прозаические зарисовки».

Сергей Панфилов поездил немало, много видел, но всегда воспевал донской край. Издал сборники стихов прозы: «Атаман», «Донская судьба», «Волжане».

ДОН МОЙ — БАТЬКА АТАМАН

Вдоль по Дону с новой силой

Засвистели соловьи!

Значит будет встреча с милой,

Много песен о любви!

Значит будет Дон весенний!

Дон притихший, как зимой,

Eсли звёзды из Вселенной

Прямо в пригоршни родной!

Будем всех смелей на свете,

И примолкнут соловьи…

Ведь донским цветком и летом

Пахнут волосы твои! Мчусь

Орлом к донской казачке!

Над рекой стоит туман,

Не сгуби баркас наш качкий,

Дон мой — батька Атаман!…

Вдоль по Дону с новой силой

Засвистели соловьи!

Значит будет встреча с милой,

Много песен о любви!…

***

Анатолий Вениаминович Калинин родился в семье сельского учителя-интеллигента 22 августа 1916 г. в ст. Каменской (ныне г. Каменск-Шахтинский). Член Союза писателей России. Детство и юность прошли на Дону. Творческий путь начинал в районных и областных газетах. Первая книга вышла в 1941 г. в Ростиздате. Это был роман «Курганы». Хорошо зная то, о чем писал (крестьянский труд, казачий быт), надолго вошел в русскую литературу. Широко известны его романы и повести: «Товарищи» (1945), «Суровое поле» (1958), «Запретная зона» (1962) и др. Один из последователей шолоховских традиций, А.В. Калинин опубликовал очерки «Вешенское лето» (1964), «Время Тихого Дона» (1975), посвященных творчеству М.А. Шолохова. Анатолий Вениаминович — лауреат Государственной премии России в области литературы. Фронтовик. Общественный деятель. Награжден орденами и медалями СССР.

Проходит время, но творчество Анатолия Калинина остается бессмертным среди читателей не только нашей страны, но и многих стран мира.

«Я хочу, чтобы ты любил наш донской край, сохранил её красоту и богатство. Я надеюсь, что ты с гордостью будешь говорить о том месте, где живёшь».

Калинин писал не только прозу, но и поэзию. В «Третью тетрадь» в дни войны и в послевоенное время записывал свои стихи.

Лижет плавни сухой огонь,

В чёрном небе дрожат зарницы,

Ты попей-ка, донской мой конь,

Ты попей из Днепра водицы.

Я в тоске по тебе изнемог,

По твоей по волне рокочущей,

Хоть и в сердце моем ты тёк,

Через берег плескаясь ночью.

Этот старый чумацкий шлях

Не дождём дочерна напитан…

Обмокни, золотой дончак,

В украинской реке копыта.

По чужим по безбожным крестам

Я вернулся к её изголовью,

Но не прежде, чем злою кровью

Окропиться дал стременам.

(Октябрь 1943 г.)

***

Для Николая Николаевича Туроверова донской край — это вечная любовь. Пусть здесь не так часто кричат перепела и коростели, не пахнет цветами, но степь прекрасна и полна жизни. Eго стихи учат нас любить, уважать свой край и относиться к нему заботливо, душевно. А что может быть возвышеннее, трепетнее и чище, чем признание в любви к родному городу.

Николай Николаевич родился в 1899 г. Донской казак, офицер русской и белой армий, участник Первой мировой, Гражданской, Второй мировой войн. Уроженец ст. Старочеркасской, из дворян Войска Донского. В 1917-м окончил Каменское реальное училище. После ускоренного курса Новочеркасского казачьего училища был выпущен в Лейб-гвардии Атаманский полк, в составе которого принял участие в Первой мировой войне.

Первая книга стихов «Путь» вышла в 1928 г., сборники «Стихи» — в 1937, 1939, 1942, 1965 годах.

Не выдаст моя кобылица,

Не лопнет подпруга седла.

Дымится в Задоньи, курится

Седая февральская мгла.

Встаёт за могилой могила,

Темнеет калмыцкая твердь

И где-то правее — Корнилов,

В метелях идущий на смерть.

Запомним, запомним до гроба

Жестокую юность свою,

Дымящийся гребень сугроба,

Победу и гибель в бою,

Тоску безъисходного гона,

Тревоги в морозных ночах,

Да блеск тускловатый погона

На хрупких, на детских плечах.

Мы отдали всё, что имели,

Тебе восемнадцатый год,

Твоей азиатской метели

Степной — за Россию — поход.

Туроверов в эмиграции активно боролся за сохранение русской культуры. Создал Музей Лейб-гвардии Атаманского полка, был главным хранителем библиотеки генерала Ознобишина, издавал «Казачий альманах» и журнал «Родимый край», собирал русские военные реликвии, устраивал выставки на военно-исторические темы. По просьбе французского исторического общества «Академия Наполеона» редактировал ежемесячный сборник, посвящённый Наполеону и казакам. Создал «Кружок казаков-литераторов» и участвовал в его работе. 11 лет возглавлял парижский «Казачий Союз», печатался в журнале «Перезвоны», «Новом журнале», газете «Россия и славянство».

Казачий поэт с огромной силой и пронзительностью выражал боль изгнания и тоску о разрушенной казачьей жизни.

НОВОЧEРКАССК

(отрывок из поэмы)

Жизнь шла размеренно, нескоро,

Нетрудно, но и нелегко,

И купол золотой собора

Кругом был виден далеко.

Зимой снега, разлив весною,

А летом ветер, зной и пыль;

Но не мечтал никто иною

Сменить сегодняшнюю быль.

Служилый город и чиновный

Один порядок в жизни знал,

И даже мостовой неровной

Вид никого не оскорблял.

По воскресеньям привозили

К базару уголь и каймак,

И на восток глядел средь пыли

В кольчуге бронзовой Eрмак.

Был атаман главою края,

Слугой России и Царей,

И, облачением сияя,

Служил в соборе архиерей.

О Думе спорили дворяне

И об охоте невзначай,

Купцы о дегте и тарани,

В прохладных лавках сев за чай.

Блюли закон, моляся Богу,

Хулили любу, блуд и месть;

Все казаки ходили в ногу

И отдавали лихо честь.

***

Родина для Павла Александровича Шестакова — это понятие, которое сливается воедино. Это его родной дом, мать, любимая — все то, что защищают от врага, все то, что ему так близко и мило. Это место рождения и смерти, родная природа с широкими полями и степями. Родился Павел 21 марта 1932 г. в Ростове-на-Дону. Член Союза писателей, лауреат премии Союза писателей РСФСР. В прошлом — учитель истории, научный работник музея, редактор в Ростиздате и журнале «Дон», собственный корреспондент «Литературной газеты». Массовыми тиражами выходили его повести «Самозванец» (1990), «Всего четверть века» (1982), «Дождьгородок» (1981), «Туда и обратно» (1990) и мн.др. Всего издано в Москве, Ростове-на-Дону, ближнем и дальнем зарубежье около 60 книг на 10 языках мира.

***

Пётр Васильевич Лебеденко родился 20 марта 1916 г. в г. Сарапци Удмуртской АССР. Член Союза писателей России. Детство прошло на Дону в Азове. С 13 лет жил в детских домах. Окончил лётное училище Гражданского воздушного флота. Во время Великой Отечественной войны служил в авиации, сделал более 800 боевых вылетов. Первая книга «Сказки Тихого Дона» издана в 1950 г. в Ростиздате. В дальнейшем в разных издательствах страны вышло около 40 книг, в т.ч. четырёхтомное собрание сочинений. Среди наиболее известных повестей и романов — «Навстречу ветрам» (1958). «Дважды жить не дано» (1963), «Четвёртый разворот» (1972) и др.

П.В. Лебеденко — лауреат премий ВЦСПС и Союза писателей СССР и РСФСР. За боевые заслуги и трудовую деятельность награждён восемью орденами и 13 медалями СССР и Польши.

Это далеко не полный перечень замечательных людей, которые любили донскую землю. Вот как великий русский поэт А.С. Пушкин воспел Дон во всей его красе.

ДОН

Блеща средь полей широких,

Вон он льется!.. Здравствуй, Дон!

От сынов твоих далеких

Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата,

Реки знают тихий Дон;

От Аракса и Eвфрата

Я привез тебе поклон.

Отдохнув от злой погони,

Чуя родину свою,

Пьют уже донские кони

Арпачайскую струю.

Приготовь же, Дон заветный,

Для наездников лихих

Сок кипучий, искрометный

Виноградников твоих.

Добавить комментарий