Его именем гордится Россия

Общество

1870 — 1953 гг. Эти даты разделяет черточка, вместившая в себя долгую, трудную, счастливую и непростую жизнь Ивана Алексеевича Бунина. В Указе «О праздновании 150-летия со дня рождения И.А. Бунина», подписанном Президентом РФ В. В. Путиным, подчёркнут «выдающийся вклад И. А. Бунина в отечественную и мировую культуру», отмечена его значимость для страны как первого русского Нобелевского лауреата по литературе. Давайте же откроем книгу его жизни и перелистаем ее страницы.

О своем детстве Бунин писал: «Родился я 10 октября 1870 года в Воронеже, куда мои родители переселились на время из деревни для воспитания моих старших братьев, но детство (с 4-х летнего возраста) мне пришлось провести в глуши, в одном из родных поместий (хутор Бутырки, Eлецкий уезд, Орловская область). Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина, известная поэтесса екатерининского времени, и Василий Жуковский, один из корифеев литературы».

Иван Бунин не стыдился своих обедневших родителей. Он стеснялся своих рваных башмаков, истрепанного пиджака, но отца своего-неудачника — с горечью жалел, а матерью — Людмилой Александровной, умной образованной женщиной, посвятившей всю себя детям, гордился.

С раннего детства он был человеком впечатлительным с необычайно живым воображением. В 1881 году поступил в гимназию города Eльца, но вскоре вынужден был ее оставить и заняться самообразованием под руководством старшего брата.

1887 год. Он, 17-летний юноша, послал в петербургскую газету «Родина» стихотворение памяти поэта Надсона. Долго ждал ответ. На почтовой станции Бунин с волнением развернул бандероль с присланной ему газетой и впервые увидел свои стихи, набранные типографским шрифтом, с подписью «Иван Бунин!». Позднее он напишет: «Утра, когда я шел с этим номером с почты в Озерки, рвал по лесам росистые ландыши и поминутно перечитывал свое произведение, никогда не забуду…» Это событие ознаменовало начало творческого пути писателя.

Бунину — 20 лет. Вот уже два года, как он перебрался в Орел, устроился сотрудником в местную газету и начал вести самостоятельную жизнь… Он запоем пишет стихи, корреспонденции, рассказы, фельетоны… Но понимает, что ему не хватает знаний. Доучиваться пришлось на ходу, работая в газете, потом служа библиотекарем, статистом. Из Орла он переезжает в Полтаву, затем в Харьковскую губернию, Москву, Петербург, Одессу. Это были «годы странствий». Натурой Бунин был непоседливой, увлекающейся. На беду пережил еще страстный и неудачный роман с Варварой Пащенко (ее прообраз мы узнаем в Лике из его автобиографической книги «Жизнь Арсеньева»). Эта высокая и стройная девица в пенсне, по тогдашней моде, служила корректором в «Орловском вестнике» и надолго приковала к себе сердце молодого поэта. Вскоре она покинула поэта, не выдержав безденежья, материальных неудобств. Бунин был в отчаянии, на грани самоубийства. Но жизнь он любил больше, и это спасло его.

Лишь через 4 года Бунин решает обратить взор на другую женщину — Анну Цакни, дочь обрусевшего грека, издателя одесской газеты «Южное обозрение». Но через год их совместной жизни следует разрыв отношений.

Мне крикнуть хотелось вослед:

«Воротись! Я сроднился с тобою!»

Но для женщины прошлого нет:

Разлюбила — и стал ей чужой,

Что ж! Камин затоплю, буду пить.

Хорошо бы собаку купить.

Счастливые и несчастливые моменты из жизни писателя находили свое отражение в его произведениях, в которых так много страниц посвящено женщинам и любви.

Бунин любил природу: лес и сад — излюбленные герои его лирики. Поэт неторопливо вел разговор с небом, полем, лесом — вечностью. Давайте вспомним:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

А между тем с поэзией у Бунина все больше соперничает проза. Успех начинают завоевывать рассказы из крестьянского быта. В своем творчестве он пытается равняться на Л. Толстого, но понимает, что не дотянется.

Зато где-то рядом жил и творил другой писатель, всего какими-нибудь десятью годами старше Бунина и уже известный всей читающей России. Это был А.П. Чехов. Именно к нему обратился писатель: «Так как Вы самый любимый мной из современных писателей и я слыхал от моих знакомых, знающих Вас, что Вы про
стой и хороший человек, то «выбор» мой «пал» на Вас. К Вам я решил обратиться с просьбой: если у Вас есть свободное время, чтобы хоть раз обратить внимание на произведения такого господина, как я, — обратите, пожалуйста». Неизвестно, решился ли Бунин тогда, в 1891 году, послать Чехову свои рассказы. Но известно, что они познакомились спустя 4 года в Москве, стали часто видеться и подружились в Ялте, где Чехов провел последние годы жизни.

Настоящую славу Бунину принесли его рассказы и повести о русской деревне: «Суходол», «Деревня», «Захар Воробьев», «Худая трава», которые стали золотым фондом русской прозы 20 века. Это была такая горькая и настоящая правда о людях русской деревни, что поразила всех.

В дореволюционной России Бунину дважды присуждалась Пушкинская премия. Он был награжден Золотыми Пушкинскими медалями, избран почетным академиком Петербургской академии наук по разряду изящной словесности, став самым молодым академиком Российской академии.

А еще Бунин великолепно танцевал, музицировал, всегда был в хорошей физической форме, обладал пластикой: был отличным наездником, на вечеринках танцевал «соло», повергая друзей в изумление. Сам Станиславский был покорен мимикой и незаурядным актерским талантом писателя и звал его работать в художественный театр.

К 40-летию Бунин выпускает собрание сочинений. Входит в покойные, надежные берега и его семейная жизнь. В 1907 году он женится на Вере Николаевне Муромцевой, с которой рука об руку будет идти 46 лет до последнего часа. Спокойная, заботливая, холодновато-сдержанная, выросшая в московской профессорской семье, она сумела дать Бунину ту постоянную заботу, тот покой, которые были нужны для творчества.

В первые годы после свадьбы Бунины много путешествуют: Индия, Цейлон, Eгипет, Палестина. Однажды, путешествуя по Средиземному морю на огромном комфортабельном пароходе с праздной, богатой публикой на верхних палубах, Бунин спустился в машинное отделение и был поражен зрелищем пароходного чрева, где у дымных топок носились кочегары и матросы. Так жизнь подсказала Бунину сюжет и тон рассказа «Господин из Сан-Франциско». Он напишет его в самый канун революции.

Первая мировая война была воспринята Буниным как величайшее потрясение и предзнаменование крушения России. С враждебностью встретил он Февральскую и Октябрьскую революции. В те дни он писал: «Была Россия, был великий, ломившийся от всякого скарба дом, населенный могучим семейством, созданный благословенными трудами многих и многих поколений, освященный богопочитанием, памятью о прошлом и всем тем, что называется культом и культурой. Что же с ним сделали? Заплатили за свержение домоправителя полным разгромом буквально всего дома и неслыханным братоубийством, всем тем кошмарно-кровавым балаганом, чудовищные последствия которого неисчислимы…»

Жестокость новых властей оттолкнула писателя от России, в которой всё меньше оставалось места красоте и силе. В 1920 году Бунин, так и не приняв революцию, эмигрировал. На французском пароходе он отплыл из Одессы, чтобы уже больше никогда не ступить на родную землю.

Нелегко Бунину было приспособиться к новой, чужой для него жизни. Но теперь, вдали от родных мест, вспоминая прожитое, он переносил на бумагу свои впечатления: русские поля и перелески, косцов на лугу, постоялые дворы, монастыри и трактиры былой Руси, страдания, боль и любовные волнения молодости. Большую часть времени писатель проводил на юге Франции, в Провансе, в маленьком курортном городке Грассе, неподалеку от морского побережья. Зимой возвращался в Париж. Снимая жилье, он кочевал с одной квартиры на другую (своего жилья у него не было).

10 ноября 1933 года все газеты в Париже вышли с огромными заголовками «Бунин — Нобелевский лауреат». Премия была дана «за правдивый артистический талант, с которым он воссоздал в прозе типичный русский характер», «за мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Впервые за время существования этой премии награда по литературе была вручена русскому писателю. Всероссийская известность Бунина переросла во всемирную славу. Eго произведения стали издаваться в Eвропе. Русские люди испытали благородное чувство национальной гордости.

А потом снова наступили будни — и каждый день сухощавый и стройный старик с обветренным лицом и синими глазами спускался работать в свой кабинет. Желание вернуться в Россию было острым и сильным. Был «знаменит на весь мир» — теперь никому в мире не нужен, — не до меня миру! Я пока пишу — написал недавно целую к
нигу новых рассказов, но куда ее теперь девать? Я сед, сух, худ, но еще ядовит. Очень хочу домой».

Накануне войны, в 1939 году, Бунин пишет письмо Сталину с просьбой о возвращении, передает Алексеем Николаевичем Толстым в Кремль. Оно осталось без ответа.

Шел 1940 год. Немцы захватывают Францию, готовят вторжение в СССР, в Россию. Пять долгих лет войны Бунин вместе с женой Верой Николаевной провел в Грассе, жадно следя за ходом битвы, которая разворачивалась на просторах его великой родины. Жили трудно. Бунин отказался сотрудничать в газетах, находившихся под контролем оккупантов. Прятал в своем доме людей, спасавшихся от нацистов. Но каждый день в урочный час русский писатель садился за свой стол перед окнами в сад и работал. Именно в эмиграции написаны его лучшие произведения. Мысль о России была главной: «Может ли человек забыть Родину? Она — в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает».

В период с 1929 по 1954 годы произведения Бунина в СССР не издавались. И лишь с 1955 года он становится одним из самых издаваемых в СССР писателей первой волны русской эмиграции (несколько собраний сочинений, множество однотомников). А некоторые произведения будут напечатаны только с началом перестройки.

Сам писатель на Родину так и не вернулся. Свою последнюю дневниковую запись сделал 2 мая 1953. За несколько часов до его смерти Вера Николаевна читала ему том чеховских писем. Бунин слушал ее, прикрыв глаза, просил отметить понравившиеся места закладками. На столе лежала начатая им рукопись книги о Чехове.

Всю жизнь Бунин искал счастья, писал о нем. Нашел в своей поэзии и прозе, которую подарил людям, в самом ощущении жизни и любви к Родине. Он много знал, любил, ненавидел, ошибался, трудился, но всю жизнь его величайшей, нежнейшей любовью была Россия. Да и смог бы он написать эти стихи, если бы не любил ее?

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной.

Срок настанет — Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все — вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав —

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленьям припав.

Для нас Бунин навсегда останется певцом любви, счастья, милосердия, и мы никогда не перестанем читать его «Темные аллеи», «Господин из Сан-Франциско», «Окаянные дни». Он по праву считается последним русским классиком, запечатлевшим Россию конца XIX — начала XX века. Eго книги продолжают выходить и это свидетельство того, насколько писатель и сегодня нужен России.

Многие произведения Бунина экранизированы, и у нас есть замечательная возможность познакомиться с его творчеством, посмотрев фильмы и спектакли «Натали», «Дождь», «Грамматика любви», «Холодная осень», «Несрочная весна», «Лето любви», «Мещерские», «Митина любовь», «Темные аллеи», «Посвящение в любовь», «Дневник его жены», «Суходол», «Солнечный удар», «Окаянные дни».

А мы и дальше, взяв в руки книгу писателя, будем наслаждаться бунинскими строками, которые с годами становятся еще притягательнее: «Помню раннее, свежее, тихое утро.Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет.Как ни грустно в этом непонятном мире, он все же прекрасен…». Прав писатель, лучше не скажешь.