История органов прокуратуры

12 января 1722 года Указом Петра I учреждена Российская прокуратура. Ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах неправосудия, взяточничества и беззакония».

Представляя сенаторам Первого Генерал-прокурора графа Павла Ивановича Ягужинского, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть». Указ от 27 апреля 1722 года «О должности Генерал-прокурора» устанавливал обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры. С 1802 года институт прокуратуры вошел в состав образованного Министерства юстиции, а министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.

Судебная реформа 1864 года установила «Основные начала судебных преобразований», определялось, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий должны иметь товарищей», и что «власть обвинительная отделяется от судебной».

В ноябре 1917 года Совнарком принял Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды и революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия образованы особые следственные комиссии.

В мае 1922 года принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Наркома юстиции учреждена государственная прокуратура.

В ноябре 1923 года образована прокуратура Верховного суда СССР, которой предоставили право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны и право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР. В июне 1933-го прокуратура Верховного Суда СССР упразднена, и учреждена Прокуратура СССР, положение о которой определило ее правовой статус как самостоятельного госоргана, обеспечивало независимость прокурора от госорганов и должностных лиц. Первым прокурором назначен Иван Алексеевич Акулов. Среди отраслей прокурорского надзора: надзор за правильным исполнением законов судебными органами, органами дознания и предварительного следствия, за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. В 1936 году органы прокуратуры выделены из системы юстиции в самостоятельную централизованную систему. Верховный Совет СССР в марте 1946 года принял Закон «О присвоении Прокурору СССР наименования генерального прокурора СССР». Первым генпрокурором стал Константин Петрович Горшенин.

В мае 1955-го утверждено «Положение о прокурорском надзоре в СССР», ст. 1 которого возлагает на генпрокурора осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными учреждениями, гражданами СССР.

После принятия в 1977 году новой Конституции прокуратура приступила к разработке на ее основе «Закона о прокуратуре». К основным направлениям деятельности прокуратуры отнесены: высший надзор за точным исполнением законов; борьба с нарушениями законов об охране соцсобственности, с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработка мер предупреждения преступлений; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями, участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов.

После распада СССР, в январе 1992го, принят Федеральный закон «О прокуратуре РФ». В ст. 129 Конституции, принятой в 1993 году, закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры. Ведомство окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

Масштабные реформы, реализация нацпроектов требуют нового качества прокурорского надзора. В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры остаются борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны. Органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике. Именно в этом видится основное направление деятельности прокура
туры, от которой во многом зависит благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников