Не все умеют правильно реагировать на критику. Кто-то воспринимает ее как личное оскорбление. Вот три слова, которые помогут разобраться в ситуации, не испортив при этом отношений.
Говорите «Да!»
Выслушивать претензии в свой адрес не всегда приятно. И первый шаг — удержать в узде эмоции. Признайте за собеседником право на личное мнение.
Если субъект сказал вам о том, что ему не по душе, значит, он настроен на конструктивный диалог. В его поведении больше заинтересованности, чем в двусмысленном молчании или похвале.
Попробуйте принять о сторону и согласиться с ним. Это обезоруживает противника. Почему? Когда человек высказывает претензию, он готовится получить отпор. Но когда вместо бурной реакции он слышит простое и вежливое «спасибо», то погружается в состояние «позитивной растерянности». Ответив на любой упрек «Да!», мы уже готовы к выяснению того, что же произошло, и вести конструктивный диалог.
«Но…»
Не всегда чужие претензии совпадают с нашим личным взглядом на ситуацию. И тут важно высказать личную позицию. Но это не должно выглядеть оправданием. Предоставьте объективные факты. Люди, вопреки нашему мнению о них, готовы принять многое и с многим согласиться, если им с уважением объяснить причины. В результате другой человек сможет увидеть ситуацию под другим углом зрения.
Наше «но» поддерживает нас и помогает проявлять разумную твердость. Но, признавая право собеседника выразить претензию, мы не должны позволять садиться себе на голову.
«Давайте…»
Внимательно выслушав претензию в свой адрес и высказав собственную позицию, подкрепленную аргументами, настало время постараться принять совместное решение. Чтобы убедить человека, что вы с ним имеете общие интересы, вносите взаимовыгодные и корректные предложения.
Если мы отвечаем на претензию по логике «Да — но — давайте», то негативная обратная связь срабатывает нам на пользу и дает возможность не только скорректировать, но и укрепить отношения с собеседником.
Право на ошибку
Воспринимать претензии нелегко, еще труднее — извлечь для себя пользу из ситуации. Есть люди, которые даже легкую критику воспринимают болезненно и не адекватно. Но если человек развит интеллектуально, то он допускает возможность разных мнений о своей личности и деятельности. Он осознает, что, как и все, может ошибаться. Признав за собой право на ошибки, не расходует энергию, чтобы прятать их от себя и окружающих. И чем меньше боится своих ошибок, тем меньше будет испытывать напряжение. Когда мы открыты к критике, то расширяем возможности своего векторного роста.
Не бойтесь критики и реагируйте на нее спокойнее. Ведь иногда вас критикуют, чтобы вывести из себя. Потеряв самоконтроль, вы становитесь уязвимым для чужого негатива. Поэтому главное правило в общении – спокойствие и доброжелательность.