Заядлые рыбаки – как известно, народ суеверный с давних пор
Они, например, не любят, чтобы по дороге к берегу встречный пожелал хорошего клева, остерегаются давать в чужие руки свое снаряжение, воздерживаются от подсчета улова до окончания рыбалки.
С другой стороны, всегда рады встрече с калекой в преддверии желанного занятия, наивно целуют первую мелкую рыбешку, аккуратно сняв с крючка, а затем отпускают обратно «за папой – за мамой – за дедом – за бабкой». Многие поверья сохранились с незапамятных времен. Какие же «правила» соблюдали рыболовы в далеком прошлом?
Снасти
Считалось, что более удачливым будет тот невод, нити для которого спряла беременная женщина, и не в любое время, а в период полнолуния. Несколько нитей плели загодя, 30 марта, в день почитания Алексея – Божьего человека, который, по преданию, переплыл море в решете и с тех пор стал покровителем всех рыбаков.
Подбирая материал для удилища, обычно отдавали предпочтение орешнику, да еще и не любому-всякому, а тому, что растет непосредственно в муравейнике или хотя бы поблизости от него. Изготовленные снасти полагалось окуривать свечой, с которой отстояли заутреню перед Пасхой. Окуривание сопровождалось словами пожелания: «Сколько было в церкви народу, столько бы в моей ловушке рыбы. Все мои слова крепки да лепки. Мои слова – рот, зубы – замок, язык – ключ, что в море (реку) брошен».
Подготовка
Собираясь на рыбалку, требовалось основательно подкрепиться – по поверью, у сытого рыбака клев лучше. Желательно было всегда экипироваться в одну и ту же одежду. А еще считалось, что все приготовления необходимо делать исключительно правой рукой. Предполагалось, что это обеспечивает поддержку ангела-хранителя.
Хорошим предзнаменованием считалось выполнение перед рыбалкой какой-нибудь рутинной работы по хозяйству, настраиваясь на терпение в ожидании улова.
Перед отправлением полагалось сказать: «Пойду я на реку быстру, на воду шустру. На ней есть рыбки-трепетушки, быстрые резвушки. А спущу я невод, как шелковый платок, и в этот неводок да в каждый поводок да попадет по рыбке».
Рыбалка
Расположившись на месте рыбалки, следовало набрать крапивы, выжать из нее сок и натереть им ладони. По поверью, после этого рыбу можно ловить голыми руками.
Следующим шагом было угощение водяного кусочком имеющейся при себе пищи и небольшим количеством питья. Угощение сопровождалось словами: «Дедушка Водяной, вот тебе гостинец, прими да подмогни». А в некоторых местах бросали в воду лапоть с портянкой: «На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу».
Наживляя крючок, нужно было приговаривать: «Рыба свежа, наживка сальна, клюнь да подерни, ко дну потяни». Заветных слов на удачу в рыбной ловле было много. Одни – покороче: «Господом тебя заклинаю, удачи в ловле прибавляю. Маленькая рыбка, проплывай, большая рыбка, угощение хватай! Да будет так!»
Другие – подлиннее: «Окуни, щуки, всякие рыбы, идите ко мне, рабу Божьему (имя), против быстрой воды, весенней реки. Назад не оглядывайтесь и в сторону не отворачивайтесь. Идите ко мне, рабу Божьему (имя), на утренней заре и на вечерней, в день под солнцем и в ночь под звездами, и под всей окружностью Божьей. Тем словам ключ и замок, именем Господним Духом Святым. Да будет так. Аминь».
Забрасывая сеть, призывали: «Идите, рыба и малая рыбица, в мой матер невод, широку матню». Закидывая удочку, велели: «Иди в воду, червячок, приманивай собой большую рыбу на крючок». Первую рыбку, как и сегодня, отправляли обратно в водоем, приговаривая: «Пошли отца, пошли мать, пошли тетку, пошли дядьку. Пошли старших своих».
Все заветные слова произносились шепотом, разговаривать на рыбалке категорически запрещалось.
Фото: соцсети