Бороться за свои права надо. Как? Можно мирным путем или через суд. Но вернуть деньги за неугодный товар можно. К примеру, в прошлом году суды Крыма назначили 81,7 млн рублей выплат в пользу потребителей за некачественные товары и услуги. Из них моральная компенсация составила почти 1,7 млн рублей. dzen.ru расскажет, как вернуть деньги за бракованный товар, кто должен оплачивать экспертизу бытовой техники и её доставку в сервисный центр.
Мирным путём
Нередко разбирательства между покупателем и продавцом разрешаются только в зале суда. Потребитель, недовольный качеством товаров или услуг, может подать иск самостоятельно, а может обратиться в Роспотребнадзор. В последнем случае заявитель вправе рассчитывать на полное сопровождение судебного процесса.
– С нашей стороны, как правило, иски подаются в поддержку незащищённых слоёв населения. Это инвалиды, несовершеннолетние, пенсионеры и все, кто сам не может защитить свои права. Мы подаём иски, выходим в статусе процессуальных представителей (представляем интересы, ходим на все судебные заседания), то есть полностью ведём этого человека, – отмечает начальник отдела защиты прав потребителей Межрегионального управления Роспотребнадзора по Крыму и Севастополю Виктория Воронова.
Обычно судебные процессы длятся от двух до четырёх месяцев. Дольше рассматриваются более сложные дела: оказание некачественных финансовых и медицинских услуг.
Без объяснения причин
В нынешнее время многие из нас предпочитают делать покупки через Интернет, а не ходить по магазинам. О чём здесь нужно знать?
При возврате качественного товара, который вам не подошёл, могут брать деньги за пересылку. Это разрешено законом. А вот возврат некачественной продукции происходит исключительно за счёт продавца. Даже если вам предлагают самостоятельно оплатить обратную доставку, а потраченные на это деньги обещают потом вернуть, это будет нарушением.
Если вы сделали какую-либо покупку, а продавец не вложил в упаковку информацию о способах и сроках возврата, товар можно вернуть в течение трёх месяцев.
До получения товара покупатель вправе в любой момент отказаться от его доставки без объяснения причин. Это касается и тех изделий, которые по закону не подлежат возврату и обмену, например, косметики и нижнего белья.
Что-то долго делаете…
При покупке технически сложного товара у вас есть 15 дней, чтобы выявить его недостатки и потребовать вернуть деньги либо обменять устройство на качественное. По истечении этого периода покупатель может рассчитывать только на гарантийный ремонт. Однако и из этого правила есть исключения.
– Например, когда есть существенные недостатки, которые не может устранить сервисный центр. Кроме того, срок проведения гарантийного ремонта не должен превышать 45 дней. По истечении этого периода потребитель имеет право требовать возврата денежных средств либо замены товара, – поясняет Виктория Воронова.
При этом покупатель сам решает, забрать деньги или согласиться на новый товар. Продавец не может диктовать
условия сделки.
Покажите мне…
Бывает, что вам попался некачественный товар, например, мобильный телефон, а продавец утверждает, что это вы его сломали. В этом случае проводится проверка качества товара. Как правило, сервисным центром.
Такая проверка по требованию потребителя обязательно проводится в его присутствии. Если результаты проверки не удовлетворяют покупателя, проводится независимая экспертиза.
– Экспертизу оплачивает продавец либо изготовитель, но ни в коем случае не покупатель. И опять же она может проводиться по требованию потребителя в его присутствии, – подчёркивает специалист.
Иногда продавцы техники говорят, что у них сервисный центр расположен в другом субъекте РФ, поэтому экспертиза будет проводиться без участия потребителя. И это будет нарушением его прав. Продавец обязан обеспечить этот процесс непосредственно при покупателе или просто вернуть деньги и ни с кем не спорить, что чаще всего в последнее время и происходит.
Расплата за плохой товар
На время, пока ваш телефон, телевизор, стиральная машинка или другая техника будет находиться в ремонте по гарантии, вы можете потребовать взамен другую.
– По требованию потребителя в течение трёх дней продавец обязан из подменного фонда предоставить в пользование товар с аналогичными техническими характеристиками. Но обязательно нужно написать обращение с требованием предоставить из подменного фонда товар, можно это сделать с помощью электронной почты или мессенджера, чтобы было доказательство для обращения в Роспотребнадзор, – отмечает Виктория Воронова. – Проигнорировал требование предприниматель, нарушил права потребителя – Роспотребнадзор привлечёт его к административной ответственности. В том числе в суде можно взыскать издержки в пользу потребителя.
Также стоит знать, что отвезти технику в ремонт по гарантии, как и привезти её обратно, и даже подключить, продавец обязан за свой счёт. Он оплачивает все сопутствующие расходы за транспортировку товаров, которые весят более 5 кг.
Износили? Нет, испортили!
Отдавая вещи в химчистку, не забудьте взять квитанцию или накладную. В ней должно быть указано название товара, кто оказывает услуги (ИП или юрлицо), Ф. И. О. специалиста, а также сроки выполнения работ.
Особое внимание обратите на графу, где прописан процент изношенности товара. Часто химчистки указывают, что он составляет 80%, даже когда вещь надевали всего раз. В таком случае сложно будет доказать, что пальто не изношено, а испорчено химчисткой.
Квитанцию не отдавайте при получении товара, а сам товар осмотрите на месте. Если обнаружились недостатки, надо тут же зафиксировать это в акте. Если акт не дают или отказываются внести в него ваши замечания, зафиксируйте обращение в Книге отзывов и предложений. Сфотографируйте её. На возмещение денежных средств у химчистки есть 10 дней.
– Возмещению подлежит двукратная стоимость испорченного товара. То есть если вам испортили куртку, купленную за 10 тысяч рублей, то химчистка обязана вернуть 20 тысяч рублей, – подчёркивает специалист.
Источник: dzen.ru
Фото: Наталья Сомова, «Крымская весна»