Крещение Руси

Современный российский календарь с 2010 года пополнился ещё одним государственным праздником — Днём Крещения Руси — 28 июля. Праздник приурочен ко дню памяти святого равноапостольного великого князя Владимира. И не случайно: с него фактически начинается история восточнославянской цивилизации и культуры. Мы признали духовную связь прошлого и настоящего России, а значит и будущего её. И чтобы знать, как поступать в наши дни, какие ориентиры избрать, необходимо изучить историю нашей Родины, и то духовное содержание, нравственные ценности, которые наполняли души русских людей на протяжении многих столетий. В истории человечества ничего не бывает случайным, потому что всё управляется премудрым Божественным Промыслом.

Крещение Руси. Как много значат эти слова для славян. Это событие, коренным образом изменившее их жизнь. Этот переворот в истории тесно переплетается с именем князя Владимира, причисленного Церковью к лику святых, которому Бог судил просветить Христовой верой языческую русскую землю варваров славян.

Жизнь святого князя очень рельефно и с большой любовью описал преподобный Нестор летописец. Но для того чтобы понять величие дела князя Владимира, нужно вспомнить религию и уклад жизни восточных славян до него.

Славяне жили небольшими общинами и управлялись князьями, которые вели между собой бесконечные мелкие войны. Их религия состояла в обожествлении природы, поклонении солнцу, небу, воде, земле и т.д. У них не было ни храмов, ни жрецов. Они чествовали умерших прародителей, считали их покровителями и приносили им жертвы. Верили и в волшебство, то есть в знание тайной силы вещей, которая проявлялась в гадании. В своей повседневной жизни они умели строить деревянные жилища и ладьи, делать рыболовные сети, возделывать землю, прясть, ткать, шить, ковать металл и обжигать глину. При князьях из дома Рюриковичей господствовало полное варварство. С шайками удалых дружинников, склонных к грабежу и убийствам, они делали набеги на соседей и облагали их непомерной данью. Такой варварский уклад жизни меняется с принятием христианской религии. С ней на Русь приходят юридические и государственные нормы, навыки интеллектуального и литературного творчества.

Этот переворот совершил святой князь Владимир. Он был сыном воинственного князя Святослава, убитого печенегами в 972 году. После смерти Святослава между его детьми началось междоусобие. Владимир участвует в нем, и летопись изображает его жестоким, кровожадным и женолюбивым. Чего стоит его вторжение в Полоцк, где он убивает князя Рогволода и насильно женится на его дочери Рогнеде. Затем овладевает Киевом и убивает своего брата Ярополка в 980 году.

Но вот в его душе происходит перелом — он принимает христианство. Восприняв первые уроки Христовой веры от своей бабушки — княгини Ольги, под воздействием благодати Божией, Владимир окончательно порвал с языческой верой и образом жизни древних славян. Некогда жестокий правитель стал жить в страхе Божием, имея мир и любовь с соседними князьями, раздавая обильную милостыню нищим, помогая больным и увечным. В чем причина столь разительной радикальной перемены не только мировоззрения, но и внутреннего состояния души князя? Летописец рассказывает о случае, когда один из дружинников князя, христианин по вере, отказался отдавать своего сына в жертву языческим богам. Стойкость и мужество людей, исповедовавших Христа и претерпевших за это мученическую кончину, произвели на князя огромное впечатление. Он начинает размышлять о силе такой веры. Eго сердце ищет правды. Он понимает, что язычество не может дать ответы на многие волнующие его вопросы, и обращается к духовному опыту других народов. Выслушав проповедников из разных стран, он останавливает свой выбор на восточном христианстве византийской традиции. Это был осознанный выбор Христа князем Владимиром. Eго сердце откликнулось на благую весть, он действительно захотел жить по Eвангелию. Князь захотел на себе испытать, что означает этот нравственный христианский идеал.

Но ведь при этом сам человек должен очень сильно жаждать перемены, а перемене жизни всегда предшествует перемена ума. И Господь ответил на внутренний порыв князя Владимира. Просвещенный и преображенный благодатью Божией, он пожелал, чтобы и весь народ познал радость жизни во Христе, чтобы и на земле исторической Руси просиял свет Eвангельской истины. Крещение Руси оказало большое влияние на дальнейшее развитие государства. Оно укрепило княжескую власть, поскольку христианская религия подчеркивала, что власть правителя дана Богом, сплотила разноплеменное население Руси в единую народность, дало возможность Киевской Руси на равноправных условиях войти в число самых могущественных государств Eвропы, способствовало развитию культуры, торговли, каменного строительства. Годы правления князя Владимира от Крещения Руси и до его смерти в 1015 г. были годами небывалого благополучия народа и государства. В эти годы Русь крепла.

Так начинается повсеместное строительство храмов, и одну из первых церквей князь приказывает построить на месте убиения того самого дружинника-христианина Федора и его сына. Начинают открываться первые школы, где дети обучаются грамоте. Именно при князе Владимире, как писал академик Д.С.Лихачев, важной христианской добродетелью стала образованность. «Книжное учение» стало предметом государственной заботы.

Культура и просвещение тесным образом связаны с приобщением наших предков к христианской традиции. Крещение в водах Днепра ознаменовало новый этап в духовном, нравственном и культурном становлении восточных славян, открыло новую страницу в их истории. Православные духовно-нравственные ценности сформировали национальные черты характера и многие душевные качества нашего народа. Мужество и самопожертвование, честность и совестливость, сострадание, милосердие, обостренное чувство справедливости — вот наши национальные ценности и национальные идеалы. Историческая роль России и сегодня заключается в открытом свидетельствовании православного христианства всему миру.

У самого князя Владимира после принятия святого крещения явилась очень заметная перемена собственной жизни. За свою любовь, доброту, милосердие к простому народу, за проповеди, сопровождаемые пирами для всех, князя стали называть «Красным Солнышком». Но при этом он оставался мужественным воином и мудрым главой государства.

Вера православная стала на русской земле государственнообразующей силой. Церковь Христова примиряла и объединяла разрозненные княжества в единую и неделимую Русь. Православная вера на Руси явилась и культурообразующим началом. Eвангельские идеалы проникали во все сферы жизни русского народа. Литература, архитектура, пение, художество — все было пропитано идеями Христова учения. Православная Церковь созидала и преображала лик русского народа, русского воина, начертав золотыми буквами на скрижалях сердец русских воинов-богатырей заповедь Христову: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).

В годину общественных бедствий только вера Христова воодушевляла к единомыслию и самоотверженным подвигам наш народ, приносивший всё своё достояние и саму жизнь в жертву общественному благу. Можем ли мы быть глухи к столь красноречивым урокам нашей отечественной истории, страницы которой содержат непрерывную летопись необычайных явлений к нам милости Божией, свидетельствующих, что Отечество наше только под покровом православной веры могло избежать гибели, возрасти и укрепиться в силе и могуществе современного положения. Только вера, благочестие и верность православию наших предков могли привлекать к нам отеческое благоволение Господа.

За проповеднические труды, за просвещение русского народа светом Христовой Истины, Русская Православная Церковь причислила князя Владимира к лику святых, наименовав его равноапостольным. На примере равноапостольного князя Владимира мы можем увидеть образ для подражания. Он всем своим сердцем посвятил себя на служение Богу и своему народу. Мы все наследники князя Владимира, мы все его ученики. Наша Русская Православная Церковь, мученица и исповедница, своею кровью запечатлевшая верность выбору святого князя Владимира, и сегодня продолжает со смирением нести свое служение. Но мы очень нуждаемся, каждый из нас в отдельности и все вместе с нашей Православной Церковью в помощи свыше. И в этот памятный день Крещения Руси вознесем свои молитве о нашем Отечестве, о народе и Церкви Божией, о властях и воинстве, о всем том, что сохраняет нашу национальную жизнь, что оберегает нашу Родину — Россию.

Молитвами святого благоверного равноапостольного великого князя Владимира пусть благословит Господь дальнейший исторический путь нашей страны, и дальнейшее историческое движение нашего народа на этом пути. И чтобы верность князю Владимиру, верность избранному им пути по промыслу Божию, верность православной вере и Церкви Божией не оставляла наш народ.

P.S. Газету с духовным текстом просим не использовать в хозяйственных целях.

Редакционный совет Багаевского благочиния прихода храма Святителя Николая

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.