Крещение Руси

28 июля Православная Церковь празднует память святого равноапостольного великого князя Владимира и День Крещения Руси. Память о киевском князе Владимире является священной для всех нас. Этот праздник может быть назван религиозным, национальным, государственным и культурным, потому что святой князь возвёл четырёхугольный фундамент, на котором построена тысячелетняя Палата русской религии, русской нации, русского государства и русской культуры. Он — духовный родоначальник русского народа, в том числе нынешних украинцев и белорусов.

Крещение Руси. Как много значат эти слова для славян. Это событие коренным образом изменило их существование. Никто, кроме Бога, не знает, какой бы была Русь на данное время, если бы не произошло принятие славянами христианства в 988 году. Этот переворот в истории тесно переплетается с именем князя Владимира, причисленного Церковью к лику святых, которому Бог судил просветить светом Христовой веры языческую русскую землю варваров славян.

Жизнь святого князя очень рельефно и с большой любовью описал преподобный Нестор летописец. По его словам, сильный, страстный, любящий войны и походы, безудержный в пирах и забавах, князь Владимир был сыном своего отца Святослава по своему образу жизни. Христианство отталкивало князя своими нравственными законами. Князь Владимир, как и его предшественники, доверяли мечу больше, чем кресту. После смерти князя Святослава между его детьми началось междоусобие. Владимир участвует в нём, и летопись изображает его жестоким, кровожадным и женолюбивым. Чего стоит его вторжение в Полоцк, где он убивает князя Регволода и насильно женится на его дочери Рогнеде. Затем овладевает Киевом и убивает своего брата Ярополка в 980 году.

Но вот в его душе происходит перелом — он принимает христианство. Никто не в силах понять, как наступает прозрение. Обращение к Господу, когда вдруг сокрушаются узы духовного ослепления, — всегда великая тайна. Путь к Богу у каждого человека свой. Победы и военные успехи подняли престиж молодого князя Владимира. Победы окрыляют народ и создают ореол славы вокруг вождя. Но надо полагать, что князь Владимир размышлял о вере, о сути и разнице религиозных учений своего времени, о коренном вопросе: какой Бог истинный и какая вера правильная? Восприняв первые уроки Христовой веры от своей бабушки — княгини Ольги, под воздействием благодати Божией, князь Владимир окончательно порвал с языческой верой и образом жизни древних славян. Некогда жестокий правитель стал жить в страхе Божием, имея мир и любовь с соседними князьями, раздавая обильную милостыню нищим, помогая больным и увечным. В чём же причина столь разительной радикальной перемены не только мировоззрения, но и внутреннего состояния души князя? Летописец рассказывает о случае, когда один из дружинников князя, христианин по вере, отказался отдавать своего сына в жертву языческим богам. Стойкость и мужество людей, исповедовавших Христа и претерпевших за это мученическую кончину, произвели на князя огромное впечатление. Он начинает размышлять о силе такой веры. Eго сердце ищет правды. Он понимает, что язычество не может дать ответы на многие волнующие его вопросы и обращается к опыту других народов. Выслушав проповедников из разных стран и послов из Константинополя, князь Владимир останавливает свой выбор на восточном христианстве византийской традиции. Это был осознанный выбор Христа князем Владимиром. Он захотел на себе испытать, что означает этот нравственный христианский уклад жизни.

Но ведь при этом сам человек должен очень сильно жаждать перемены, а перемене жизни всегда предшествует перемена ума. И Господь ответил на внутренний порыв князя Владимира. Просвещённый и преображённый благодатью Божией, он пожелал, чтобы и весь его народ познал радость жизни во Христе, чтобы и на земле исторической Руси просиял свет Eвангельской Истины.

После этого Владимир решился уже открыто принять православную веру и ввести её в своём государстве. Сам он крестился в завоёванном им Херсонесе Таврическом, потом в Киеве крестились его дети, дружина и весь народ в источнике над Днепром — это место и поныне называется Крещатиком.

Крещение Руси — событие судьбоносное, промыслительное, окутанное ореолом таинственности и чудесного великолепия. Оно оказало большое влияние на дальнейшее развитие государства. Укрепило княжескую власть, поскольку христианская религия подчёркивала, что власть прави
теля дана Богом (Рим.13:1-5). Сплотило разноплеменное население Руси в единую народность, дало возможность Киевской Руси на равноправных условиях войти в число самых могущественных государств Eвропы, способствовало развитию культуры, торговли, каменного строительства.

Годы от Крещения Руси князем Владимиром и до его смерти в 1015 г. были годами небывалого благополучия народа и государства. В эти годы Русь крепла. Строились храмы, при которых возникали школы. Именно при князе Владимире, как писал академик Д.С.Лихачев, важной христианской добродетелью стала образованность. «Книжное учение» стало предметом государственной заботы.

Наконец, другой христианской добродетелью, с точки зрения Владимира, явилось милосердие богатых к бедным и убогим. Обычная щедрость становилась милосердием. Ибо акт доброго деяния переносился с человека дающего на тех, кому давалось, а это и было христианским милосердием. А доброта и милосердие — важные аспекты христианства.

К христианству князя Владимира вели не мистика и философия, а реальное и логичное понимание преимущества христианского учения перед другими религиями, пользы от него для народа и государства. Он осознал, владея точной, неоспоримой и обоснованной логикой, что только православное христианство даёт верное направление в жизни и правильную оценку всем человеческим поступкам, желаниям и мыслям.

В годину общественных бедствий только вера Христова воодушевляла к единомыслию и самоотверженным подвигам наш народ, приносивший всё своё достояние и саму жизнь в жертву общественному благу. Можем ли мы быть глухи к столь красноречивым урокам нашей отечественной истории, страницы которой содержат непрерывную летопись необычайных явлений к нам милости Божией, свидетельствующих, что Отечество наше только под покровом веры православной могло избежать гибели, возрасти и укрепиться в силе и могуществе современного положения? Только вера, благочестие и верность православию наших предков могли привлекать к нам отеческое благоволение Господа.

За проповеднические труды, за просвещение русского народа светом Христовой Истины, Русская Православная Церковь причислила князя Владимира к лику святых со званием равноапостольный.

Возблагодарим же Господа, мы ныне живущие, за столь великий и неоценимый дар, какой мы получили от Него в истинной вере Христовой. Будем же свято хранить веру православную, хранить наше духовное и историческое наследие. И не просто гордиться внешне тем, что мы такие, а жить так, чтобы окружающие нас народы, не просвещённые светом Христовой веры, могли сказать: «Они такие, потому что с ними Бог. Они такие, потому что за ними, правда Христова. Они другие, не похожие на нас, потому что когда-то святой равноапостольный князь Владимир выбрал для себя и для своего народа веру православную».

Прислушаемся к словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «И в этот памятный день Крещения Руси вознесём свои молитвы о нашем Отечестве, народе и Церкви Божией, о властях и воинстве, о всём том, что сохраняет нашу национальную жизнь, что оберегает нашу Родину — Россию. Молитвами святого благоверного равноапостольного князя Владимира пусть благословит Господь дальнейший исторический путь нашей страны, и дальнейшее историческое движение нашего народа на этом пути. И чтобы верность князю Владимиру, верность избранному им пути по промыслу Божию, верность православной вере и Церкви Божий не оставляла наш народ».

Редакционный совет Багаевского благочиния прихода храма Святителя Николая

P.S. Газету с православным текстом просим не использовать в хозяйственных целях.

Добавить комментарий