11 апреля
В этот день христианами вспоминаются события, которые происходили в последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Eвангелие этого дня говорит нам о том, что Господом было получено известие о болезни любимого Им друга Лазаря, жившего в Вифании со своими сёстрами Марфой и Марией. Сёстры послали сказать Господу: «Вот кого Ты любишь, болен» (Ин. 11, 3) в надежде, что Господь Сам поспешит придти к ним, чтобы исцелить болящего. Но Господь не только не поспешил, а остался на том месте, где был, ещё два дня, сказав, что «эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез неё Сын Божий» (Ин. 11, 4). Господь знал, что Лазарь умрёт, и если сказал, что его болезнь не к смерти, то потому, что намерен был воскресить его. Только спустя два дня, когда Лазарь уже умер, Господь сказал ученикам: «Пойдем опять в Иудею. Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин. 11, 7, 11). И объясняет дальше, что Лазарь умер. Когда они приблизились к селению, где жил Лазарь, оказалось, что он уже четыре дня как находится во гробе. Марфа, услышав о приходе Господа, поспешила Eму навстречу. Со скорбью говорит она: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин. 11, 21).
Вера в Господа поселяет в ней уверенность, что и теперь не всё потеряно, что может совершиться чудо, хотя прямо этого она и не высказывает, но говорит: «Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» (Ин. 11, 22). На это Господь прямо говорит ей: «Воскреснет брат твой» (Ин. 11, 23). Марфа говорит: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Ин. 11, 24), Господь говорит ей: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11, 25, 26). Смысл этих слов таков: во Мне источник вечной жизни, следовательно, Я могу, если захочу, воскресить твоего брата и теперь, прежде общего воскресения. «Веришь ли сему?» (Ин. 11, 26) — спрашивает затем Господь Марфу, и получает утвердительный ответ, что она верует в Него, как в пришедшего в мир Мессию — Христа. Это чудо Господь хотел совершить для того, чтобы перед предстоящими Eму страданиями дать возможность Своим врагам одуматься и раскаяться, уверовать в Него. В тёплом климате Палестины разложение тел умерших начиналось очень быстро, вследствие чего иудеи хоронили своих покойников в тот же день, в какой они умерли. На четвёртый же день разложение должно было достигнуть такой степени, что даже верующая Марфа не смогла удержаться, чтобы не возразить Господу: «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин. 11, 39). Господь говорит: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» (Ин. 11, 40). Когда камень был отнят, Господь возвёл очи Свои к небу и сказал: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня» (Ин. 11, 41). Душа Лазаря возвратилась в тело его, и Господь громким голосом воззвал: «Лазарь! иди вон» (Ин. 11, 43). К чуду воскресения присоединилось ещё чудо: связанный по рукам и ногам погребальными пеленами Лазарь смог сам выйти из пещеры, удивляя всех необыкновенностью происшедшего. Воскрешение четверодневного мёртвого Лазаря Своей Божественной силой было прообразом собственного будущего Воскресения Иисуса Христа.
Лазарь вернулся к земной жизни. Он проживет еще долго. Будет вынужден, спасая свою жизнь, эмигрировать на Кипр, где станет первым епископом города Катиона. Многих людей приведет он к истинной вере, будет окружен народной любовью. В свое время он снова умрет. Но это будет иная смерть. Двери адовы будут разрушены, и Царство Небесное будет уже открыто. После кончины его душа попадет уже в объятия Спасителя. Чтобы дать Лазарю и всем людям вечное воскресение, Христос идет принять смерть, чтобы, победив ее, нам открыть дорогу в Жизнь Вечную — счастливую, радостную, для которой мы Богом и сотворены.
Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая