Михаил Ханов, директор Новороссийского филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна», отметил рост экспортного потенциала России на мировом зерновом рынке за последние 20 лет в 30 раз до 53 млн тонн. Россия занимает 3 место в мире по экспорту зерновых культур (12%) и 1 место — пшеницы (20%).
Николай Филипенко, зам. руководителя Южного межрегионального управления Россельхознадзора, рассказал о требованиях законодательства при выпуске зерна в обращение (декларирование и карантинная сертификация).
Артем Котиков, директор представительства SОJAM в России, сообщил о методе холодной небулизации — французской технологии защиты зерна от вредителей.
Михаил Мизин, координатор по работе со странами EЭС, информировал о тревожной тенденции 2021 года — повышении утилизационного сбора на сельхозтехнику, что приведет к внезапному росту цен на нее до 25%, срыву поставок законтрактованной техники и, в том числе, к росту цен на продукты питания.
Сергей Косогор, руководитель проекта по цифровизации АПК из НИУ «Высшая школа экономики», рассказал о цифровой экосистеме АПК и представил проект FооdNеt — своеобразную дорожную карту развития российского сельского хозяйства, предполагающую, что в ближайшие годы начнут массово применяться роботизация, геномика и альтернативные источники энергии, органическое земледелие и другие технологии.
Руководитель проектов «Ростсельмаш» Олег Александров презентовал последние инновации R&D компании: Агротроник™ — ядро экосистемы цифровых решений, место агрегации и анализа всей информации платформы. РСМ Роутер™ выстраивает карты-задания и отправляет задания машинам прямо в систему автовождения Агротроник Пилот 1.0 и 2.0.
Олег Александров привел пример работы комбайна Торум 785 с жаткой 9 м в условиях 500 га/ сезон и урожайности 65 ц/га. Без указанной опции сменная производительность составила 33,4 га (15 дней работы за сезон), а с использованием систем автоуправления — 43,5 га (11,5 дней). В итоге — очевидные выгоды на одном комбайне: сокращение агросроков на 23%; +89 т зерна из-за сокращения потерь от самоосыпания из расчета 3% в сутки; увеличение производительности на 30%; экономия ГСМ более чем на 120 тыс. руб. и почти 1,7 млн руб. — на потерях за счет сокращения агросроков.
Заключительная сессия форума была посвящена проблемам и путям реализации зерна.
Денис Мечев, директор по работе паромного комплекса «Стивидорная компания «Новотранс», сообщил об одном из новых направлений логистики — перевалке зерновых грузов в балтийском порту Усть-Луга (Ленинградская обл.). «Новотранс» — оператор автомобильно-железнодорожного паромного комплекса — обеспечивает грузовое морское сообщение между Ленинградской и Калининградской областями без пересечения границ других государств и реализует масштабный инвестпроект LUGAPОRT по строительству универсального торгового терминала в порту Усть-Луга. Первая очередь будет введена в эксплуатацию в 2023 году.
Сос Казарян, директор по продажам компании «Eвропак», акцентировал внимание на том, что контейнерная перевозка аграрных грузов во флекситанках и вкладышах в контейнер позволяет выйти на международный рынок любым компаниям, независимо от географического расположения и масштаба бизнеса. Отсутствуют расходы на промежуточные перетарки и хранение, появляется возможность перевозки небольшими партиями. Фумигация и получение фитосанитарного сертификата возможны в регионе отгрузки.
Александр Тимченко, территориальный менеджер компании AGI, рассказал о передовых технологиях хранения и перевалки зерна, представив различные виды оборудования.
Россия — мировой лидер по экспорту пшеницы. В то же время наш зерновой рынок испытывает высокие риски, связанные с сохранностью зерна и своевременной отгрузкой; дефицитом логистических мощностей в пиковые периоды и непрозрачным ценообразованием на услуги по отгрузке; налоговые риски. Мощный инструмент для решения этих проблем — хеджирование рисков через фьючерсные поставочные контракты, подчеркнул Ярослав Кабаков, директор по стратегии АО «ФИНАМ».
Форум завершился розыгрышем памятных подарков и вручением дипломов партнерам мероприятия.