«Плоды и овощи России-2020 «

Аграрный вестник

11 сентября в Краснодаре прошел второй ежегодный Форум-выставка «Плоды и овощи России-2020», организатор которого — федеральный «Журнал Агробизнес». В форуме приняли участие представители ведущих агрохолдингов и сельхозпредприятий, предприятий по переработке и хранению плодоовощной продукции, крупнейших торговых сетей, национальных союзов и ассоциаций, инвестиционных компаний, банков, органов власти. На выставке продукцию представили производители агрохимии и оборудования для тепличных комплексов и садов.

С 2015 г. в России построено свыше 800 га современных теплиц, в которые инвестировано 250 млрд руб., обеспечена занятость для 46 000 сотрудников. Основные вызовы для отрасли — рост цен на энергоносители (до 50% в себе стоимости продукции); девальвация рубля — доп.затраты на производство до 10%. Проблемой является ценовая волатильность (падение цен в апреле 2020 г. по сравнению с 2019 г. составило для огурцов — 25%, томатов — 15%) и нестабильная платежеспособность населения. При этом кризис 2014-го дал толчок импортозамещению и росту потребления томатов отечественного производства, а кризис 2020-го может стать новым триггером роста при оперативном реагировании на новые реалии рынка и сохранение господдержки в перспективе 2-5 лет.

Плодоовощной союз лоббирует в настоящее время предложения по господдержке: внедрение механизма субсидирования энергозатрат (газа и электроэнергии) тепличных комплексов с круглогодичным производством овощей в защищенном грунте с использованием технологии досвечивания; увеличение с 90% до 100% доли субсидирования по механизму льготного кредитования (для всех направлений АПК); внедрение механизма по компенсации 20% капзатрат на создание тепличных комплексов в ДФО; внесение изменений в «стимулирующую» меру поддержки, предоставляющих право субъектам РФ субсидировать овощеводство в защищенном грунте из консолидированного бюджета; борьба с несанкционированным импортом и демпингом со стороны импортеров овощей.

В Северо-Кавказском регионе садоводство обеспечено саженцами отечественного производства в 2018 году на 43,7%. Eго ассортимент представлен преимущественно сортами интродуцентами, произведенными часто способом доращивания окулянтов со спящим глазком. Увеличился выход посадочного материала у небольших частных питомников, где сортовой и фитосанитарный контроль часто слабо контролируется. Стратегической целью является создание селекционно-питомниководческих центров по оздоровлению и производству саженцев высших категорий качества.

Были рассмотрены основные страховые риски аграриев, права страхователя, действия при наступлении страхового случая, порядок действий при отказе выплат или при незаконном уменьшении выплат.

В растениеводстве ожидается революция на основе роботизации. Ученые из Финансового университета при Правительстве РФ совместно с Федеральным научным агроинженерным центром ВИМ разрабатывают робота для сбора урожая плодовых культур. При лабораторных испытаниях продемонстрировано повышение производительности труда (один робот собирает столько же урожая, как 10 рабочих) и снижение недобора урожая (с 30-50% при ручном сборе до 15% при роботизированном). В настоящее время разработчики готовятся к полевым испытаниям робота.

Участники форума коснулись и сотрудничества аграриев с торговыми сетями. В фундаменте отношений с партнерами лежит Кодекс добросовестных практик, который базируется на принципах этичного сотрудничества производителей и торговых сетей. Поставщики могут воспользоваться сервисом отправки коммерческого предложения через сайт компании.

Eсть серьезные перспективы работы в рамках EАЭС, импорта-экспорта продукции в/из Средней Азии, но возникают трудности интеграции из-за разных стандартов и требований торговых сетей.

В апреле Роспотребнадзор рекомендовал магазинам продавать продукты фасованными для снижения риска распространения вируса. Новыми трендами рынка стали забота о здоровье (бесконтактная онлайн-доставка), экологичные продукты высокого качества (правильное питание), закрытая герметичная упаковка. Пандемия привела к трансформации покупательских привычек, и новые практики потребления можно и нужно встраивать в собственные продуктовые стратегии.