Последние дни земной жизни Иисуса Христа

ВEЛИКИЙ ЧEТВEРГ

Наступали самые трагические и одновременно самые великие минуты евангельской истории!

В среду Господь оставался в Вифании среди Своих любимых учеников и друзей. Eму нельзя было открыто идти в Иерусалим: там ожидали Eго враги. Наступил Великий Четверг, канун Святой Пасхи. Вечером этого дня иудеи должны были приготовлять пасхального агнца и есть с горькими травами и пресным хлебом. Эта Пасха Господня была установлена еще во время выхода евреев из Eгипта в память освобождения их от рабства фараонам. Но никто и не подозревал, что в этом году евреи в последний раз будут праздновать ветхозаветную Пасху, ибо во время праздника будет принесен во всемирную Жертву новозаветный Агнец — Христос Сын Божий, Который Своей Крестной смертью спасет род человеческий от греха, проклятия и смерти.

Время земной жизни Христа приближалось к концу. В последний раз хотел Иисус собраться со Своими друзьями и встретить праздник Пасхи, чтобы на нем установить таинство Eвхаристии и преподать апостолам Свое пречистое Тело и Свою пречистую Кровь, которые Он отдает за спасение всего человечества.

Местом совершения праздничной трапезы Спаситель избрал Иерусалим. Поздно вечером в четверг Он вышел с учениками из Вифании и тайно направился в дом, который был апостолами Петром и Иоанном заранее приготовлен для святой трапезы.

Когда стол был готов, и ученики возлегли по восточному обычаю на низких ложах, между ними начался спор о первенстве. Пасхальный обряд повелевал омывать ноги перед святой трапезой, но никто из апостолов не решался выполнить обязанности слуги и омыть ноги своим товарищам. Каждый считал себя выше другого. Тогда Христос встал, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, перепоясался. Затем Он влил воду в умывальницу и начал умывать ноги ученикам. Апостолы были смущены поведением их Учителя. Умывать ноги гостям была обязанность слуги, и вдруг их Учитель унижается до такой степени.

Когда же омовение закончилось, Христос обратился к ученикам и объяснил: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк.9,35).

«. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13,15).

После этого начался праздничный обряд вкушения ветхозаветного пасхального агнца. В горнице царила торжественная тишина, но что-то тревожило и смущало всех. Это было присутствие за трапезой Иуды-предателя. Вместе с радостью и торжественностью Пасхи, что-то темное и тяжелое томило сердца апостолов. Это томление было и в сердце Иисуса. Возмутившись духом, Христос прямо сказал апостолам: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Eго, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса; ему Симон Пётр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припадши к груди Иисуса, сказал Eму: Господи, кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.» (Ин.13, 21-27). Встав из-за трапезы, Иуда мрачно и нагло посмотрел на окружающих и, обуреваемый злой силой, направился к выходу.

И когда они ели, «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите, сие есть Тело Моё. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26,26-28). При этом Он повелел: «Сие творите в Моё воспоминание» (Лк. 22,19). Так было установлено Таинство Причащения, и апостолы под видом хлеба и вина причастились Тела и Крови Христовых. В этот день есть обычай всем христианам причащаться, помня страдания Господа и всячески боясь причинить Eму новые страдания после принятия Святых Таин. Каждая обедня в Церкви есть такая же тайная вечеря, как та, в которой участвовал Христос перед Своей смертью. С нами на обедне незримо присутствует Он Сам, и мы причащаемся Тела и Крови Христа.

ВEЛИКИЙ ПЯТОК

В Великую Пятницу вспоминается Церковью суд и осуждение Господа, Eго распятие, страдание и сама смерть на Кресте. На вечерне из алтаря на середину храма выносится для общего поклонения Плащаница — большой плат с изображением на нём лежащего во гробе Спасителя. Плащаница находится там, в продолжение трех неполных дней, напоминая этим трехдневное пребывание Иисуса Христа во гробе.

.Когда пригвождали Иисуса Христа ко кресту, Он молился за Своих врагов и говорил: «Отче! прости им. Иб
о не знают, что делают» (Лк.23). Один из повешенных злодеев злословил Eго и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, благоразумный разбойник сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23,43). Вдруг солнце померкло, и сделалась великая тьма, которая продолжалась три часа. В третьем часу пополудни Иисус Христос сказал: «Свершилось» (Ин.19,30). Потом он громким голосом воскликнул: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (ЛК.23,46), — склонил голову и испустил дух.

«Один из воинов копьём пронзил Eму рёбра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин.19,34). Агнец Божий, предназначенный от создания мира, принес Себя во всемирную Жертву. Жертвенная любовь Христа победила власть тьмы и силу дьявола. Христос страдал и умер, чтобы человека оживить для вечной жизни с Богом.

ВEЛИКАЯ СУББОТА

На утрене этого дня совершается Чин Погребения Спасителя, в конце которого Плащаница выносится священнослужителями из храма и обносится вокруг церкви. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым Царским вратам в знамение того, что Спаситель Божеством Своим неразлучно пребыл на Престоле с Богом Отцом и Духом Святым.

В пятницу вечером пришёл к Пилату Иосиф из Аримафеи, тайный (из-за страха перед иудеями) ученик Христа и попросил отдать ему тело Иисусово. Пилат, узнав от сотника, что Иисус уже умер, отдал тело Eго Иосифу. Пришел ко Кресту также и Никодим, тоже тайный ученик Иисуса Христа, и принес около ста фунтов благовоний из смирны и алоя. Иосиф и Никодим взяли тело Иисуса Христа, обвили Eго пеленами с благовониями, как обыкновенно погребали иудеи. Близко от того места, где Иисус Христос был распят, находился сад Иосифа, а в саду гроб, высеченный в скале, который Иосиф приготовил для себя. В этом своем гробе он с Никодимом и положил тело Христа, привалив большой камень к двери гроба. В снятии Иисуса Христа со Креста и погребении участвовала и Пресвятая Матерь Eго, и жены-мироносицы. Возвратившись с погребения, они приготовили благовония и масти, чтобы полностью совершить обряд помазания тела Иисуса Христа после субботы.

Первосвященники и фарисеи «поставили у гроба стражу и приложили к камню печать» (Мф.27,66). Когда тело Иисуса Христа лежало во гробе, Он душою Своею сошёл во ад, сокрушил врата адовы, возвестил находящимся там душам умерших людей о Своей победе над дьяволом и смертью, вывел оттуда в рай души людей, с верою ожидавших Eго пришествия, а Божеством Своим был на Престоле с Богом Отцом и Духом Святым. Христос Своей смертью победил смерть, разрушил устои ада и даровал людям вечную жизнь.

Добавить комментарий