Празднование Казанской иконе Божией Матери

Свет православия

4 ноября Православная Церковь совершает молитвенное празднование в память перенесения чудотворной Казанской иконы Божией Матери в Москву, в день «избавления стольного града и России от поляков в 1612 году». С 2005 года впервые, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II (+2008 г.), поддержанной Советом глав религиозных конфессий России, а так же принятому Государственной Думой и Советом Федерации, и утвержденному Президентом закону, 4 ноября отмечается в нашей стране как государственный праздник — День народного единства (тем же законом отменено государственное празднование печальной даты русской истории 7 ноября).

День перенесения Казанской иконы Божией Матери в Москву 4 ноября 1612 года является Днем Победы духовно не менее значимым, чем День Победы 9 мая 1945 года. Это было освобождение столицы, сердца России, не только от врага внешнего (неоднократно — в XIII, XIV, XVI вв. разоряли Москву татарские орды, и после, в 1812 году — французы), от смуты духовной, от захвата её предательством, изменой, отступничеством, ложью, которые и привели к попранию веры, правды, чести Отечества. В рядах освободителей Москвы были не только русичи из северных и волжских городов, но и донские, волжские казаки, татары, чуваши, мордва.

Eдинство 1612 года было не единством эфемерного многонационального народа, а единством многонародной нации. Объединяла их идея национальная — русская. Нация русский — имя прилагательное, в отличие от названия других народов и племён, имён существительных. Это название обозначает не кровную, телесную, а духовно-ценностную принадлежность. Принадлежность к идее правды, как правды-Истины, которая во всей полноте открывается в правой — Православной вере и правды-справедливости, которая воплощается в воцерковлённом государственном, общественном и семейном быте. Связано с этой национальной идеей и название своего Отечества — Святая Русь. Не потому она святая, что населена святыми людьми, а потому, что её национальный идеал не богатство, власть и господство над другими, слава и почёт, но Святость.

В 1612 году 4 ноября ополчение Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, после 3-х дневного поста и молитвы, перед Казанской иконой Божией Матери, взяло Китай-город, а затем и Московский Кремль, занятые польской гвардией. В честь этой победы князем Пожарским на Красной площади был возведён Казанский собор. Царь Михаил Фёдорович в память этого события установил празднование Казанской иконе Божией Матери 2 раза в год, в день обретения 21 июля и в день очищения Москвы от поляков 4 ноября. В годы Великой Отечественной войны, во время блокады Ленинграда, Казанскую икону Божией Матери вынесли из Владимирского собора и обнесли крестным ходом вокруг города. Несмотря на страшный голод, Ленинград выстоял. После Ленинграда Казанская икона начала своё шествие по России. Чудом была спасена Москва. Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград. Знаменитая Сталинградская битва началась молебном перед Казанской иконой Божией Матери — и только после этого был дан сигнал к наступлению. Киев-Мать городов русских в Великой Отечественной войне был освобождён нашими войсками 4 ноября, в день празднования иконы Казанской Божией Матери.

Так небо соединилось с землёй, молитвы святых и ходатайство Божией Матери были приняты, и Господь совершил чудо, которое по человеческому рассуждению казалось невозможным. Надежда людей русских была исполнена. И победа была за нами.

По указу царя Алексея Михайловича в 1649 г. в честь победы православного единства народа русского в Смутное время был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошёл как «Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году».

Позже, после 1917 года, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов прервалась.

В историческом календаре 4 ноября — это дата, которая занимает особое место, заставляет нас не только пристально вглядываться в наше прошлое, а и предполагает обратить взоры в будущее Отечества. Eдинение ради сохранения истории, уникальной культуры, единение ради формирования, мощного, единого и суверенного государства — вот главная идея праздника.

P.S. Газету с православным текстом просим не использовать в хозяйственных целях.

Редакционный совет Багаевского благочиния прихода храма Святителя Никол
ая

Добавить комментарий