Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет о площадках накопления ТКО

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест их накопления в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Правила обустройства мест накопления ТКО и правила ведения их реестра включают порядок создания мест их накопления, правила формирования и ведения реестра мест их накопления, требования к содержанию реестра мест их накопления.

С 1 марта 2021 года вступили в силу СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3. Согласно п. п. 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21 в населенных пунктах в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (специальные площадки).

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров, бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, и ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое покрытие с уклоном для отведения сточных вод и ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах — не менее 25 м, в сельских — не менее 15 м. Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, согласно приложению № 1 к СанПиН 2.1.3684-21.

В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных или индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах — не менее 10 м, в сельских — не менее 15 м.

В соответствии с п. п. 5, 6 СанПиН 2.1.368421 выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.

Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО. На контейнерных площадках должно размещаться не бо
лее 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 — для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО.

В силу п. п. 8-10 СанПиН 2.1.3684-21 владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации площадки в зависимости от температуры воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов. Не допускается промывка контейнеров и (или) бункеров. При накоплении ТКО, в т.ч. при раздельном сборе отходов, владельцем площадки должно быть исключено попадание отходов из мусоросборников на контейнерную площадку. Контейнерная и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.

Согласно п. п. 11, 13 СанПиН 2.1.3684-21 срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры воздуха в течение 3-х суток: + 5°C и выше — не более 1 суток; + 4°C и ниже — не более 3 суток. Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО, обеспечивает вывоз КГО по мере его накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре воздуха + 4°C и ниже, а при температуре + 5°C и выше — не реже 1 раза в 7 суток. В соответствии с п. 15 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО (ТКО), обеспечивает вывоз их по установленному им графику с 7 до 23 часов. Допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских или малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).

В соответствии с п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, а его границы определены данными государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. В силу пп. «д (2)» п. 11 указанных Правил № 491 содержание общего имущества включает работы по содержанию мест накопления ТКО. В Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2021, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО. Таким образом, обязанность по содержанию мест накопления ТКО, входящих в общедомовое имущество, лежит на лицах, осуществляющих управление многоквартирным домом.

Непринятие управляющей организацией мер по приведению в соответствие с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения места (площадки) накопления ТКО, расположенного на земельном участке, включенном в состав общего имущества в многоквартирном доме, образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ (Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления), за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 настоящей статьи, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа: на граждан — от 2-х до 3-х тысяч рублей; на должностных лиц — от 30 до 40 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, — от 50 до 60 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 250 до 350 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.