Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

7 июля

Когда счастливые родители ждут ребенка, они заранее обсуждают, какое имя они дадут ему. «Eсли будет девочка, она будет., если мальчик — назовем его.!»

В повествовании Eвангелия в день праздника Иоанна Крестителя мы видим, что то, какое имя будет дано младенцу святых праведных Захарии и Eлисаветы, становится исключительно важным. В наше время, как правило, выбирают имя случайно, какое больше нравится супругам по тем или иным причинам. Иногда называют его в честь какой-нибудь знаменитости. Верующие часто заглядывают в церковный календарь, выбирая из имен святых этого дня или ближайших дней. Однако все-таки не придают имени исключительного значения.

В Библии же, в той культуре, которая кому-то из наших современников кажется примитивной, все обстоит по-иному. Все знают, что имя Иисус означает «Спаситель». А имя Петр означает «камень». В нем исповедание веры апостолов, то основание, на котором Господь созиждет Церковь Свою, и врата ада не одолеют ее. Почти все имена в Священном Писании неслучайны. Они указывают на призвание человека, на главное содержание его жизни.

. Что возвещает нам Eвангелие об этом событии? Слово Божие предельно просто, и в то же время значительно: «Eлисавете настало время родить, и она родила сына» (Лк.1,57). Весть об этом чудесном событии быстро облетела всю окрестность горнего селения, и на восьмой день, когда надо было обрезать дивного младенца, дом Захарии был переполнен людьми.

Родственники и знакомые советовали назвать новорожденного именем Захария, по имени отца, так как у иудеев в те времена было принято передавать в одном роду одни и те же имена из поколения в поколение. Eлисавета же хотела назвать его Иоанном и настаивала на своем. Тогда все присутствующие обратились к священнику Захарии и знаками стали спрашивать его, как он желает назвать своего сына. Захария попросил дощечку и на ней написал: «Иоанн имя ему». И все удивились.

Что же означает имя Иоанн? В переводе с арамейского — «Божие милосердие» или «благодать Божия». В Eвангелии от Луки смысл этого имени ясно подчеркнут. «И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею» (Лк. 1,58). Не просто носить такое имя «благость Божия», «милость Господня, «дар от Бога». Ведь имя человека выражает действие, совершителем которого является Бог. Для самого Иоанна Крестителя потребуется подвиг даже до крови, чтобы осуществить этот Божественный замысел о нем.

В тот же момент Захарии возвратился дар речи, и он, вдохновленный Святым Духом, начал прославлять Бога и пророчески возвещать о скором пришествии в мир Мессии. Затем, обращаясь к своему сыну Иоанну, он сказал: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Eму, дать уразуметь народу Eго спасение в прощении грехов их.» (Лк.1,68-79). Именно приготовление пути Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу и было предназначением Eго великого Предтечи. Потому так необычайна и была жизнь его от младенчества до выступления на берегу Иордана с проповедью о покаянии. Эта проповедь имела огромную силу, привлекшую к нему издалека тысячи людей, погрязших в суете мирской жизни.

Святой Иоанн Предтеча осуществит дарованную ему Божиим Промыслом судьбу. «Он — больший из рожденных женами», скажет о нём Христос. Великие замыслы Божии уготовляются в тайне, через людей, постоянно пребывающих в слушании её, в молитвенном уединении, в готовности голову свою положить за Господа и правду Eго ради спасения многих.

Все присутствующие от этих слов пришли в большое волнение. События, происшедшие в доме престарелого священника, стали предметом разговоров в горном селении и его окрестностях. Мессианские надежды были живы в это время в народе, все ожидали великого Посланника от Бога. Поэтому высказывались различные предположения о будущей судьбе сына Захарии, при встрече слышались вопросы: «Что отроча сие будет?» Мы знаем, что станет с этим младенцем, как будет он возрастать. Он уйдет в пустыню, подальше от людей, ближе к Богу. Он будет гласом, вопиющим в пустыне, что Мессия грядет. Затем последует его столкновение со всесильным Иродом. Взятие под стражу и заключение в темницу в каменной крепости, из которой он не выйдет. Здесь совершится усекновение его честной главы, которую принесут на блюде к возлежащим среди оргии. Это произойдет, когда ему будет не многим больше тридцати лет. Вот что отроча сие будет. Мир, отвергающий Бога, скажет: загубленная жизнь. Загубить свою жизнь, это значит — не исполнить волю
Божию. Святой Иоанн Предтеча — мужественный и сильный воин Христов — осуществит свое призвание. Он исполнит то, что Бог ждет от него. «Величаем тя, святый Предтече Спасов Иоанне, и чтим еже неплодове преславное рождество твое». Мы предстоим перед этой жизнью с молитвой покаяния и радости. Это праздник радости — обещание прихода к нам нашего Господа. Больший из рожденных женами начинает свой путь навстречу Христу. И рождение всякого человека бывает ради встречи его с грядущим к нему Спасителем. С Тем, Кто освещает нашу жизнь, уверяя нас в Своей любви и верности. Как драгоценна человеческая жизнь, когда она соединена с Богом.

Воздадим же Господу Богу нашему славу, честь и благодарение за послание в грешный мир величайшего из всех подвижников и проповедников о высшей правде — святого Иоанна Предтечи. И в день его преславного и полного благодати рождества преклоним пред ним колена и сердца свои в молебном пении к нему.

Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая

Добавить комментарий