Школа – территория здоровья без наркотиков

В центре событий

Школа – территория здоровья без наркотиков

Алла Брежнева

Школа — территория, свободная от наркотиков, где каждый ученик имеет право на безопасное и здоровое будущее.

В современном мире зависимость от психотропных веществ стала одной из самых острых проблем. Но особенно тревожно, когда эта беда касается детей и подростков. Наркомания в школе уже приобрела масштабы эпидемии, и средний возраст тех, кто впервые пробует запрещенные вещества, стремительно снижается — теперь это 13 лет.

Школьная наркомания набирает обороты, подпитываясь особенностями юного возраста. В этот период жизни подростки особенно уязвимы: их познавательная активность бьет через край, они ищут свой путь в мире, но часто сталкиваются с социальной конфликтностью, психической и нервной неустойчивостью, низким уровнем самоконтроля и дисгармоничностью развития. В этом хаосе им не хватает внимания к собственному здоровью, а стремление к самоутверждению и независимости часто приводит к опасным экспериментам.

Именно в этот период формируются группы по интересам, и, если молодой человек попадает под влияние более сильных личностей, риск возрастает. Дети из семей, где родители заняты работой и не находят времени для общения и воспитания, особенно подвержены этому влиянию. Они ищут признание и поддержку в кругу сверстников, а иногда и в более сомнительных компаниях, где употребление алкоголя, сигарет и наркотиков становится частью ритуала.

Из дневника учителя

Вечер понедельника. Готовлюсь к урокам, просматриваю литературу, подбираю задания для ребят. Вроде бы все как обычно, но на душе тревожно. И я понимаю причину этой тревоги. Это мои опасения относительно Сергея Б. Может, я ошибаюсь? Хорошо бы… Но, к сожалению, все факты налицо.

Сергей – один из лучших учеников по моему предмету… Был. А теперь у него появились другие интересы – на дополнительные занятия перестал приходить, на уроках взгляд отсутствующий, да и оценки хуже стали.  А тут еще учитель физики: «Что-то Сережка Б. стал странным. Нервный какой-то, все куда-то ему надо, отпрашивается часто, говорит, что плохо себя чувствует. Надо бы с родителями встретиться…». Значит, не только я заметила изменения в поведении парня. Поговорю с коллегами, ведь Сергей всегда хорошо учился, спортсмен, активно участвовал в разных школьных мероприятиях.

Вторник. Побеседовала с Ольгой Николаевной, классным руководителем Сергея. Она тоже отмечает, что мальчик стал отказываться от участия в жизни класса, сразу после занятий уходит. «Может, у него девушка появилась?» — предполагает коллега. «Хорошо бы», — думаю я.

Олег Владимирович, учитель физкультуры, усилил мои опасения: «Да Сергей уже с месяц не участвует ни в каких соревнованиях. Некогда ему. А ведь из него отличный легкоатлет бы вышел! И прыжки, и бег — все показатели на высоте! Заленился парень».

Нет, дело не в лени. Сергей изменился внешне: похудел, осунулся. Прежде всегда аккуратный, стал каким-то растрепанным. Кстати, надо бы поговорить с Наташей К., ведь они очень дружили.

«Наташа, а что это Сережа стал таким невнимательным, спешит все время, с уроков отпрашивается часто?». «Не знаю, Татьяна Сергеевна. Мы давно не общаемся. И вообще…», — девочка осеклась, — мне домой надо». Понятно, тут уже больше ничего не удастся узнать. Надо встретиться с родителями.

«Елена Викторовна, я бы хотела поговорить с Вами. Да, о Сереже. Хорошо, давайте завтра», — кладу трубку и уже начинаю выстраивать разговор с мамой ученика.

Среда. «Елена Викторовна, меня несколько беспокоит состояние Сережи. Нет- нет, с оценками у него неплохо, хотя может быть и лучше. Поведение? Да-да, оно-то меня и настораживает. Рассеян, взгляд отсутствующий, стал вспыльчивым, перестал участвовать в соревнованиях. И с Наташей не общается. Вы извините, у Вас дома все нормально?» — пытаюсь смягчить разговор с мамой.

Лицо Елены Викторовны вспыхнуло: «Понимаете, два месяца назад муж ушел из семьи. Сережа сначала переживал, меня поддерживал, а потом… Я и сама вижу, что он изменился, стал грубить, приходит поздно вечером, какой-то уставший. Говорит, что был на секции по волейболу. Наверное, надо позвонить его отцу, но…не могу».

«Елена Викторовна, Вы правы, надо позвонить. Я, конечно, не специалист, но думаю, что проблема серьезная. Те признаки, что я вижу в поведении Вашего сына, указывают на то, что он принимает какие-то препараты. Надо выстраивать правильную линию поведения, чтобы помочь мальчику. Вместе мы справимся».

Суббота. «Владимир Сергеевич, я ничего не выдумываю, а просто анализирую имеющиеся факты. Смотрите: Сережа хорошо учился – теперь сплошные «тройки». Уроки практически никогда не пропускал – теперь постоянно отпрашивается, ссылаясь на плохое самочувствие. Забросил секцию по легкой атлетике, не ходит на дополнительные занятия, а ведь биология была одним из его любимых предметов. Стал рассеянным, выглядит неаккуратно. Перестал общаться с ребятами в классе. И потом, простите, у него очень часто расширены зрачки. Да-да. И этот странный запах…Именно это я и хочу сказать. Тогда давайте втроем думать, как ему помочь».

Восемь лет спустя… «Ой, Татьяна Сергеевна! Как я рад Вас видеть!»

Передо мной Сережа, только ростом выше, в плечах шире, да голос погрубее. «Знакомьтесь — Вика, моя жена, а это мой сынишка – Денис. А это Татьяна Сергеевна, моя учительница…  И спасительница. Спасибо Вам. Если бы не Вы, все было бы печально»…

Почему подросткам интересны наркотики?

Наркомания — эпидемия нашего века, которая распространяется в том числе и на детей. Особенно уязвимы подростки.

В период взросления они сталкиваются с множеством трудностей: пытаются найти своё место в мире, стремятся к самостоятельности, переживают личные драмы, волнуются из-за своих интересов, учатся строить отношения с противоположным полом. Часто подростки чувствуют себя непонятыми и разочарованными.

Проблемы у них могут проявляться по-разному, но важно одно: подростки не могут справиться с ними самостоятельно. Они не могут просто отстраниться от ситуации, поэтому ищут способы уйти от проблем. Наркотики создают иллюзию такого ухода. Они меняют сознание, помогают снять барьеры в общении со сверстниками, заставляют иначе смотреть на себя и свою внешность, чувствовать себя привлекательными, уверенными, раскрепощенными. Подростки не задумываются о последствиях и начинают пробовать. Так начинается катастрофа.

Итоги тематического соцопроса школьников.

Плакат «Проблемы при употреблении наркотических веществ».

Родители: ради детей мы готовы на все

Елена Васильевна:

«Узнав, что мой сын попробовал наркотик, я тактично, спокойно побеседовала с ним о его будущем и последствиях. Нашла психолога, который может помочь с проблемой. Пока с сыном работал специалист, я ходила в церковь, молилась об его исцелении».

Ирина К.:

«Когда узнала, что ребенок увлекся наркотиками, сначала провела беседу. Но разговорами тут не поможешь. Сделала все, чтобы сын пошел навстречу и согласился посетить специалистов. Мы отвозили сына в школу и забирали после уроков. Но над ним издевались былые дружки, даже на переменах. И тогда на семейном совете мы решили: чтобы сменить круг общения, изолировать сына от компании, нужно сменить место жительства. Это было непростое решение, но ради спасения сына мы переехали сюда. Важно, чтобы ребенок не боялся родителей, а доверял и понимал, что мы ради него, ради его здоровья и благополучия готовы на все».

Татьяна Ивановна:

«Много лет работаю в Ростове на скорой помощи по наркозависимым. Если заметили, что у ребенка есть проблемы, то в первую очередь его нужно изолировать от тех, с кем он общается. А, во-вторых, необходима консультация психолога. Ребенку, особенно в переходном возрасте, очень сложно самому справиться с этой проблемой, потому что дети зависят от улицы, от друзей. И нужно его изолировать – отправить к бабушке, тете на какое-то время. Консультация психолога поможет подростку заглянуть внутрь себя, пересмотреть ценности и определиться, чем можно заниматься кроме наркотиков, найти себе другое увлечение. Все зависит от того, как долго он принимал наркотики и какие. У нас есть реабилитационный центр, где наркозависимые живут единой семьей, они проходят ступени очищения, проживая в изоляции от друзей и наркотиков. И хотя им проводят очищающие организм процедуры, зависимость – на психологическом уровне. В изоляции человек может уйти от прошлой жизни, прийти в себя».

Профилактика наркомании в школе

В современном мире, где молодёжь сталкивается с множеством вызовов, школа остаётся одним из ключевых институтов, формирующих будущее поколение. Она не только предоставляет знания, но и играет важную роль в воспитании здоровых и ответственных граждан.

В школе дети проводят значительную часть своей жизни, и именно здесь они должны чувствовать себя в безопасности и защищённости. Важно, чтобы образовательное учреждение стало территорией здоровья, где каждый ученик может развиваться гармонично, без страха перед наркотическими угрозами. Для этого необходимы комплексные меры, включая просветительскую работу, профилактику, поддержку и сотрудничество специалистов разных областей. Важно вовлекать и родителей в процесс воспитания. Только совместными усилиями можно создать надёжный заслон на пути к наркотикам.

Светлана Кашинцева, социальный педагог Багаевской СОШ №3:

«Сложно уследить за молодежью – сейчас столько разновидностей наркотических веществ. Среди причин интереса к наркотикам — желание попробовать новое, стремление подражать старшим или быть «крутым», способ привлечь внимание, романтизация их употребления, отсутствие увлечений. Считаю, что родителям надо больше внимания уделять своим детям, контролировать или доверять в зависимости от характера ребенка и его индивидуальных особенностей. Никогда не упускать из виду. Знать, где он и с кем. Профилактику наркомании у детей следует начинать в 6-7 лет, когда интеллектуальные знания приносят чувственное удовольствие и удовлетворяют любопытство. В дальнейшем обсуждать проблему наркомании следует с использованием документальных лент и фильмов. Знания последствий применения наркотиков могут лишить детей ожидания удовольствия от встречи с ними».

Наталия Леванчук, директор Багаевской СОШ №2:

«В школе в этом направлении проводятся информационные мероприятия, лекции и семинары, направленные на повышение осведомлённости учащихся о вреде наркотиков. Классные часы антинаркотической направленности, встречи с врачами-наркологами, психологами и представителями правоохранительных органов, которые рассказывают о последствиях употребления наркотиков. Профилактические тренинги со школьниками, состоящими в различных группах риска. Дважды в год — родительские собрания по безопасности детей и, в частности, о зависимостях. Специалисты рассказывают родителям, как вовремя заметить, что ребенок начал употреблять наркотики или алкоголь, и в какие службы обращаться. Месячник антинаркотической направленности. Акция «Расскажи, где торгуют смертью». Социальные педагоги проводят тестирование обучающихся с 7 по 11 классы на выявление склонности к употреблению запрещенных веществ. Конечно, данная работа ведется ненавязчиво и через пропаганду здорового образа жизни, как бы противопоставляя, кем становятся люди, употреблявшие ПАВ, и как все-таки хорошо радоваться жизни, заниматься спортом и другими видами увлечений, улыбаться, протягивать руку помощи, гулять, играть… Родителям раздают памятки об этой беде».

Советы родителям

Учитесь смотреть на мир глазами своего ребенка. Вспомните, как вы сами были детьми. Слушайте его. Не отталкивайте, когда он хочет поделиться своими мыслями. Рассказывайте о себе, чтобы ему было легче говорить о своих переживаниях.

Обратите внимание на друзей вашего ребенка. Интересуйтесь ими, показывайте, что вам важно, чтобы он познакомил вас со своими приятелями. Разделяйте его проблемы и помогайте справляться с ними. Учите ребенка решать трудности, а не избегать их. Если он не может справиться сам, поддержите его.

Расскажите ребенку о наркотиках, покажите их плюсы и минусы. Помогите ему понять, что кратковременное удовольствие не стоит риска для здоровья и жизни. Научите говорить «нет», чтобы он мог противостоять давлению сверстников.

Если вы подозреваете, что ребенок употребляет наркотики:

Не игнорируйте свои подозрения. Разберитесь в ситуации спокойно. Не паникуйте, если он даже попробовал наркотик — это не значит, что он наркоман. Поговорите с ним честно и доверительно. Сначала успокойтесь сами, прежде чем начать разговор. Не читайте мораль, не угрожайте и не наказывайте. Поддержите его, проявите понимание и заботу. Оставайтесь открытыми для общения. Помните, что теплые, доверительные отношения между вами и ребенком — лучшая защита от наркотиков. Внимательно слушайте его, что бы он ни говорил: о школе, друзьях или мелочах. Когда ребенок делится с вами, он доверяет вам. Не теряйте это доверие. Нет ничего важнее, чем ваш ребенок.

Наркомания среди школьников — это серьезная проблема, которую можно сравнить со злокачественной опухолью. Чем раньше ее обнаружить, тем легче предотвратить. Лечение же требует много времени, сил и часто оказывается неэффективным.

Важно помнить, что борьба с наркоманией — это не только работа педагогов и специалистов, но и активное участие родителей. Только совместными усилиями можно создать условия, при которых школа станет территорией, свободной от наркотиков, где каждый ученик сможет реализовать свой потенциал без страха за будущее.

Отец Александр: «Воспитание духовности формирует привычки»                               Акция «Сообщи, где торгуют смертью»

Час полезной информации «Наркотики: знание против миражей» (библиотека)     Турнир «Бокс против наркотиков»

Фото, инфографика: Редакция газеты «Светлый путь».

Фото мальчика сгенерировано Алисой.

Продолжение 16 июля «Легких денег не бывает: работа мечты или…»