Усекновение честной главы святого Иоанна Предтечи

11 сентября Православная Церковь вспоминает блаженную кончину Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, величайшего из Пророков. Служение Иоанна заключалось в том, что он возвещал людям волю Божию, которая состоит в покаянии: «… покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное… Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3,2,8). Покаяться — значит перемениться, изменить свои мысли, чувства, весь внутренний строй; не только познать свои грехи и перестать грешить, но и делать дела, противоположные грехам.

Исключительность пророчества Иоанна Предтечи в том, что он возвещает о приходе Христа. Он готовит народ к этому событию призывом к покаянию. Этот призыв его будет звучать для всех людей до скончания века. Покаяние — первое, что необходимо для того, чтобы стать христианином. Святые отцы говорят: «Христос — это олицетворенная Любовь. Иоанн — это образ покаяния».

Так и люди, услышавшие проповедь Иоанна Крестителя, приходили к нему, открыто признаваясь перед всеми в своих грехах, каясь в них и в знак того, что желают очищения своих душ, входили в Иордан, погружаясь в его воды и таким образом принимали от рук Иоанна крещение покаяния. Креститель возвещал этим людям: «Я крещу в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Eго; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3, 11). И вот наступает время, когда «.приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него» (Мф. 3, 13). Христос принимает водное крещение для того, чтобы взять на Себя грехи всех тех людей, которые будут очищаться и обновляться в христианском Крещении, понести на Себе эти грехи и победить их Своей жертвенной смертью на Кресте и Своим Воскресением.

После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой, правителем Галилеи. Он обличал тетрарха (т.е. один из четырёх римских правителей Иудеи) за многие злодеяния. Ирод сожительствовал с женой своего брата Филиппа Иродиадой, чем грубо нарушал еврейский обычай. Пророк не боялся жестокого царя и говорил о его грехах перед народом. Ирод посадил его в темницу, но не хотел казнить: боялся людских волнений: иудеи любили и почитали праведника.

Снова перед нами история гнусного пира Ирода в день его рождения — развратное плясание юной девицы, неразумное обещание Ирода дать ей всё, что она ни попросит. Девица, которая торопливо идёт посоветоваться с матерью и возвращается, чтобы потребовать голову Иоанна Крестителя на блюде. Немедленная жестокая казнь, которая за этим следует, в темнице, среди мрака ночи. Снова видим мы, как неотделимо связаны друг с другом бесстыдство и жестокость, как страшен может быть человек с его распущенностью и неверностью. Не зря, видно, говорят: нет ничего ужаснее на свете, чем бесстыдная мстительная женщина. По самой природе своей женщина призвана, прежде всего, являть добро, она — дева, мать, жена, хранительница очага, и разрушение всего этого делает её инфернальной. Отвратительные телодвижения Саломеи, демонстрирующей искусство профессиональных блудниц, вызывали не ужас, а восхищение у её матери, которая сама научила её этому разврату и теперь подстрекала на убийство.

Мы ещё плохо осознаём, в каком обществе сегодня живём. То, что было когда-то патологией и ненормальностью, становится всё более обыденным явлением. Мать приводит на конкурс красоты свою пятнадцатилетнюю дочь и говорит: «Пусть моя дочь растёт не так, как я. Пусть её красоту оценят все, и пусть она гордится этим». Пресса с восторгом тиражирует (хотя, не исключено, просто придумывает) подобные заявления. Но в результате непридуманной реальностью оказывается какая-нибудь почтенная, вполне положительная, всеми уважаемая женщина спокойно смотрит изо дня в день порнографические видеофильмы со своими детьми. Каким ещё одичанием, какою новою жестокостью и кровопролитием прорвётся в нашем обществе это тихое, всепроникающее растление? Происходит всё более страшное накопление зла в мире. И нет покаяния, и не может быть его в мире, если в нас его по-настоящему нет.

В праздник великого проповедника покаяния услышим ещё раз предупреждение Церкви о том, что новая религия, из недр которой явится антихрист, будет отмечена соединением внешнего благочестия и беззакония, то есть отсутствием покаяния. И Ирод Антипа, блудник и убийца, ходил в храм и всё соблюдал, как и отец его, Ирод Великий — тот, кто совершил убиение невинных Вифлеемских младенцев при рождении Спасителя. Тот, о котором римский император Август говорил, что лучше было быть его свиньёй, чем сын
ом. Ирод Великий со строгостью исполнял все предписания иудейской религии, не мог позволить себе вкусить свинины, однако погубил трёх собственных детей и жену. Всё соблюдал Ирод Антипа, ненавидел обличения Иоанна Крестителя и одновременно с удовольствием слушал его проповеди, будучи не в состоянии освободиться от влечения к слову пророческой правды.

Но вернемся во дворец царя Ирода, где скончался смертью мученика за правду Божию святой Иоанн, пророк, Предтеча и Креститель Христов. Когда голова его была принесена на блюде и подана Иродиаде, то пророк и умерши обличил грешников. Мёртвая голова его проговорила прежние слова обличения Ироду. Слабый Ирод, а особенно, злая Иродиада и тут не вразумились обличением пророка. Иродиада, взяв булавку, колола мёртвый язык его и приказала бросить голову в нечистое место. Но служанка, благочестивая жена домоправителя Хузы, вложив её в глиняный сосуд, с честью погребла её на горе Eлионской. А тело его взяли ученики и тайно перенесли в город Севастию и с почётом похоронили.

Православная христианская церковь много веков назад установила день памяти Иоанна Крестителя, который предсказал пришествие Мессии и крестил Иисуса Христа в реке Иордан. По новому стилю этот день мы отмечаем 11 сентября. Eго так и называют — днём Кончины (Усекновения главы) Крестителя Господня Иоанна. В этот день не принято веселиться, устраивать празднества и застолья. В день Усекновения положен строгий пост: дань памяти насильственной смерти пророка.

В этот день Церковь по решению Священного Синода возобновила празднование церковного Дня трезвости. Этот день выбран не случайно. 11 сентября 1913 года, согласно постановлению Святейшего Синода, по всей России был проведен первый церковный праздник трезвости. В то время добродетель трезвости была в большом почёте. День Трезвости в России отмечался до 1917 года, потом о нём забыли.

Но в середине XIX века употребление абсолютного алкоголя достигло в России 3,5 литра на человека в год. И хотя эта цифра была намного ниже, чем в других странах, общественность выражала обеспокоенность таким положением дел, а Церковь всегда возвышала свой голос в защиту народного отрезвления. Небесным покровителем трезвости был провозглашён святой Иоанн Предтеча, являющийся для православных образцом воздержанной и трезвой жизни.

В наши дни употребление алкоголя на душу населения по официальным данным доходит до 15-18 литров на человека в год. И это не голая статистика. ВОЗ предупреждает: если в стране употребление алкоголя достигает 8 литров на человека в год, это угрожает генофонду нации. Значит, нужно с болью и горечью признать, что мы уже под более чем двойной угрозой исчезновения. Поэтому сегодня крайне необходимо возрождать дореволюционные традиции трезвости. Христианская традиция трезвости выражена в словах апостола Павла: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим.14,21).

Святой Пророк Иоанн Предтеча погиб во время пира. Разгорячённый вином Ирод, хвастаясь своим могуществом, обещал награду бесстыдной плясунье. Так пьяный пир закончился мученической смертью величайшего Пророка. Так и сегодня бывает, что подобные застолья оборачиваются трагедиями и бедами, и кому-то приходится за это расплачиваться порой ценой собственной жизни.

Задумаемся.

Редакционный совет Багаевского благочиния, прихода храма Святителя Николая