Введение во храм Пресвятой Богородицы

Свет православия

4 декабря

Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм приходится на начало Рождественского поста. В основе праздника Введения лежит действительное событие из детства Девы Марии, о котором свидетельствуют святые отцы. Родители будущей Богоматери — Иоаким и Анна — жили в Назарете. Вплоть до глубокой зрелости супруги не имели детей, и это было причиной их тяжелейших страданий. Согласно тогдашнему иудейскому мировоззрению, бездетность считалась позором и расплатой за нечто плохое и греховное. А поскольку семья жила благочестиво, многие думали, что есть тайные грехи, за которые их карает Всевышний.

Иоакиму даже препятствовали приносить жертвы в храме, считая, что он неугоден Богу, так как не принёс потомства для израильского народа. Однако, несмотря на социальное неодобрение и даже презрение, супруги не сетовали на судьбу. Иоаким к тому же помнил, что многие праведники прошлого (как, например, Авраам) тоже до преклонных лет не имели детей, но потом — по их вере и молитвам — они становились родителями.

Вымоленная молитвами своих родителей, Пресвятая Дева Мария до трехлетнего возраста жила с ними. С самого раннего возраста родители внушали Eй, что Она родилась благодаря их усердным молитвам Богу и поэтому ещё до рождения была Eму посвящена. И поэтому Eё место — в храме Божием, где Она будет воспитываться по закону Господню. Храм — это удел Божий, это место, которое Богу принадлежит нераздельно, место, где ни мысли, ни чувства, ни воли не может быть иной, как воли Божией.

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить своё обещание — они привели Eё в иерусалимский храм. Это действие не соответствовало традициям: обычно Богу посвящали и приводили в иерусалимский храм мальчиков-первенцев, а здесь привели девочку, совсем маленькую. И вдруг эта девочка стала взбираться по огромным каменным ступеням и взошла в храм. Все, кто видел это дивное зрелище, это невероятное явление силы Божией, были поражены. Поэтому неслучайно, что Деву Марию на пороге храма встретил сам первосвященник, особая личность в ветхозаветном Израиле. И предание донесло до нас эту умилительную картину: младенец Мария взбирается по крутым ступеням храма, и старец первосвященник простирает свои руки и принимает Eё. С тех пор Eё домом стал дом Божий, ветхозаветный храм, в котором Она жила, училась, читала Священное Писание и восходила от силы к силе.

Праздник Введения должен помочь нам лучше понять всё то, что Царица Небесная, Дева Мария сделала ради нашего спасения. Понять, какой Она была, какими были Eё родители, в какой духовной атмосфере происходило Eё возрастание. Но мы должны понять также, что Дева Мария, Мать Господа принявшая в Себя Божественное Тело Сына Своего, явила великую милость всему роду человеческому — потому что без Неё не было бы рождения во плоти Сына Божиего и Сына Человеческого. А значит, не было бы спасения всех нас. И Царица Небесная, Которая особым образом послужила делу нашего спасения, и сегодня продолжает эту великую миссию — содействовать спасению рода человеческого. Она предстоит Сыну Своему и Богу нашему, и молитвы наши, возносясь к Ней, возносятся к Самому Господу и Спасителю нашему.

Отцами первых веков нам с вами дана великая радость, великая надежда и обетование, что христиане последнего времени, которые всё перетерпят до конца, с благодарением Богу, окажутся даже выше тех, кто подвизался в первые времена. Как же так? Мы немощны, греховны, ничего собой не представляем — почему же наша жизнь выше, чем истинно христианское житие мучеников, подвижников, монахов первых веков?

Потому что мы с вами приближаемся к концу света, живём в то время, когда грех многообразен, когда душа человеческая может быть растлена в мгновение ока. И Господь, провидя всё многоразличие, всю тонкость греха, поражающего, порочащего душу и образ Божий в современном человеке, устами древних отцов изрекает нам Своё утешение. Чтобы мы не падали духом, а оставались крепки в вере; знали — как бы ни было тяжело, надо идти в храм Божий, молиться, поститься, чтобы мы не испытывали, нужно всё превозмогать и всё же приползать, притаскивать себя сюда, в дом молитвы, в обитель Святого Духа. Здесь, предстоя перед Господом, мы будем залечивать свои раны и просить у Него укрепления. И за одно только прилежание, за то, что переломим себя, свои немощи и, укоряя себя за слабости, направим стопы в храм Божий, чтобы вновь и вновь соединяться с Господом в причащении
Святых Таин, — Господь спасёт нас.

В древние времена Сама Матерь Божия простирала во время мучений над христианами Свой Покров, помогала подвигам пустынников и монахов, укрепляя их в трудные моменты. Этот же Покров Пресвятой Богородицы простирается любвеобильно и над нами, над всеми стоящими в храме. Матерь Божия покрывает нас Своим Омофором. Она любовно молит за нас Сына Своего Eдинородного, и благодать Eго нисходит на каждого и укрепляет к несению христианского подвига. Поэтому не будем малодушны, унылы, печальны, ленивы в посещении храма.

Благоразумно размышляя об этом, мы должны молиться Господу и Божией Матери, чтобы нам дана была благодать для понимания того, что у нас есть истинная жизнь. Мы не рождаемся чадами Божиими, мы ими становимся постепенно по мере нашего возрастания в вере. Путь веры — очень трудный и долгий: мы должны стать подлинно верующими людьми.

Вспоминая, с какой радостью и любовью Пресвятая Богородица вошла в храм, будем же и сами учиться у Неё, у Eё родителей с такой же радостью и любовью относиться к Богу, к храму и учить наших детей, наших близких этой любви, чтобы Господь обитал в наших и их сердцах. Как говорит псалмопевец Давид: «Душа же наша чает (ищет, желает) Господа, яко Помощник и Защититель наш есть. (Пс.32:20). И тогда наша жизнь сделается радостнее и счастливее, потому что если Господь в сердце, то никакие невзгоды и беды нам нестрашны. «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель мой, от кого устрашуся?..» (Пс.26:1).

Редакционный совет Багаевского благочиния прихода храма Святителя Николая

Добавить комментарий